Презентация на тему ТИПЫ ПРОФЕССИЙ, профориентация, 9 класс


Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на человека. Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством, профессии типа «Человек — человек». В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, и другие, связанные с изучением людей, общества. Разобраться в твоих склонностях, интересах к данной области труда поможет также твой опыт участия в организации коллективных, групповых мероприятий. При этом имеется в виду не обязательно та общественная работа, которая тебе поручена, так сказать, официально. Может быть, даже более важное значение для познания самого себя имеет область твоей собственной инициативы. Если к тебе «липнут» младшие товарищи, если тебе удается объединить их для какого-нибудь дела, которое пусть другим кажется пустяковым (скажем, вырезать из веток свистульки, подкармливать «ничьих» кошек, пускать парусные кораблики-щепки в ближайшей луже), то может быть это признак развивающихся у тебя педагогических или организаторских интересов, склонностей. А там, где склонности, появятся и способности. Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа. Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, которых в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен. Значит, строго говоря, нет и подлинной работы. Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки: а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях; б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т. д. Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же должен себе ясно предста Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей. Продавец хорошо освоил товароведение и горячо настроен на выполнение плана товарооборота. Но с покупателями резок, торопит их, покрикивает: «Пошевеливайтесь, бабушка, мне план выполнять надо!» и т. п. В результате — конфликты, приходится думать о смене специальности. Специальная подготовка работника бывает настолько объемистой, большой, что может как бы вытеснять из сознания его «человековедческую» подготовку. Например, выпускник технического вуза, инженер, оказывается часто фактически в роли организатора производства. Но в шестеренках-то он разбирается хорошо, а в людях разбираться не научился. И работа, как говорится, не идет. Выбирая профессию, нецелесообразно ориентироваться сразу на работу руководителя. Это не должно быть самоцелью. Люди, стремящиеся к руководству как таковому (стремящиеся что-нибудь возглавить, кем-нибудь командовать) раньше, чем они приобрели какую-либо конкретную специальность и внесли значительный личный вклад в дело, обычно оказываются пустоцветами. Напротив, если человек является хорошим специалистом в какой-либо области, то рано или поздно начинают у него учиться, прислушиваться к его советам, следуют этим советам. И, таким образом, он оказывается фактическим организатором, руководителем некоторого коллектива. Следует также помнить, что социально-трудовое продвижение человека, его карьера вовсе не обязательно означают занятие все новых и более высоких организаторских постов. Шире распространен другой путь — совершенствование мастерства (как организаторского, так и специального) на одном определенном трудовом посту. Именно таким путем шли многие известные герои труда, выдающиеся представители практики и науки. Остерегись в будущем оказаться человеком, который стремится руководить потому, что, в сущности, оказался неудавшимся специалистом. Работать с людьми отнюдь не просто. Встанем мысленно за прилавок магазина или на место продавца-консультанта в универсаме (там прилавка нет, доступ к товарам открытый). Одна из сложностей работы состоит в том, что поминутно приходится вступать в контакты с новыми людьми. За день таких контактов набирается очень много — сотни. И все покупатели разные. Одни ворчливы, с заранее заготовленными колкостями на языке, другие нерешительны в выборе товара, долго копаются, третьи излишне разговорчивы и стремятся надолго и полностью завладеть вниманием работника, четвертые плохо знают о новых товарах и ищут фактически «вчерашний день» и т. д. Бесконечно разнообразны ситуации общения продавца, которое ему как бы навязано,— хочешь не хочешь, а надо каждому что-то сказать в пределах норм вежливости и деловитости. Здесь нужен своеобразный талант — умение отстраниться от личного общения и «настроиться» на стиль делового. Нужно научиться не относить к себе лично реплики, ядовитые замечания отдельных людей. Это не всякому удается. Сходным образом дело обстоит и в работе по воспитанию и руководству. 1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами В профессиях типа ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК чаще всего встречаются профессии следующих направлений деятельности: 2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой 3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей 4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей 5. Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами 6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей