Презентация к уроку литературы в 8 классе на тему «Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как основной художественный приём в выражении авторской позиции»


Презентация к уроку литературы в 8 классе. Разработала: учитель русского языка и литературы Скворцова Татьяна Александровна. Тема урока Л.Н.Толстой рассказ «После бала». Контраст как основной художественный прием в выражении авторской позиции. 1903 Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли… Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей. Л.Н.Толстой «Путь жизни» Варианты заглавий рассказа «Рассказ о бале и сквозь строй»«Отец и дочь»«Дочь и отец»«А вы говорите»«После бала» Чем обосновывается изменение названия? Почему автор остановился на последнем? 1. Жанр произведения:а) повесть                              б) очерк                             2. Число рассказчиков в произведении:а) один                                                                 в) несколько        3.Роль вступления в произведение:а) показать время и место действия б) познакомить с участниками событий 4. одна из тем произведения:а) балы того времениб) рассказ о полковнике 5. Произведение заставляет задуматься о:а) судьбе полковникав) любви Ивана Васильевича6. Образ полковника:                     б) трагичен                 в) исключителен7. Тон повествования в этом произведении:а) нейтрален                       в) протокольно сух в) рассказ б) два в) познакомить с рассказчиком в) показ николаевской России б) личной ответственности человека за жизнь общества а) типичен б) эмоционально окрашен  Композиция рассказа Музыка Цветопись Какой художественный приём использует автор? Герои рассказа Контраст – резкая противоположность, противопоставление Зала у предводителя Улица Иван Васильевич . Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, и её мужа, и её гостей, и её лакеев…Я был бесконечно счастлив. Счастье моё росло и росло…Я был слишком счастлив, я не мог спать…Всё было мне особенно мило и значительно. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть…Как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза…На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, и мне казалось, что меня вот-вот вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища… Полковник Очень красивый, статный, высокий старик. Лицо румяное, с белыми подвитыми усами.Ласковая, радостная улыбка в блестящих глазах и губах. Говорил, улыбаясь. Высокий военный, шёл твёрдой, подрагивающей походкой.Говорил гневным голосом.Грозно и злобно хмурился. Музыка Цвет Что-то чёрное,Много чёрных людей,Солдаты в чёрных мундирах,Что-то такое пёстрое, мокрое, красное тело человека,Красная спина татарина. Брильянтовая фероньерка ибелые плечи хозяйки,Шампанское,Белое платье и белые лайковые перчатки Вареньки,Розовый пояс, румяные щёки,Белый веер,Белое, румяное лицо полковника. Кадрили вальсы польки, мазурка. Жёсткая, нехорошая музыка.Барабанщик и флейтщик повторяли Неприятную, визгливую мелодию Почему Иван Васильевич нигде не служил?Был ли причиной рассказанный случай? «Если это делалось с такой уверенностью и при знавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Домашнее задание:  написать эссе на тему «Случай, изменивший мою жизнь».