Пезентация к уроку : Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением- рассуждением ( С 15.2) на основе интерпретации фрагмента Ю.Нагибина.


Тема урока: Подготовка к ОГЭ. Работа над написанием сочинения- рассуждения на основе интерпретации фрагмента Ю. Нагибина .Задача:1. Совершенствовать умения и навыки в написании сочинения- рассуждения. Ольга Федоровна Берггольц   — русская советская поэтесса, прозаик.  16 мая 1910 г. - 13 ноября 1975 г. … Да, идёт по местам боёв Поколенье твоё и моё, И ещё неизвестное нам - Все пройдут по тем же местам, Так же помня, что было тут, С той железной молитвой пройдут… «Я иду по местам боёв» Интервью́ (англ. interview) — опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ.Интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Является одним из методов получения информации в журналистике. Вот основные правила: 1. Журналист должен приветствовать человека у которого он будет брать интервью. 2. Назвать своё имя и где ты работаешь журналистом. 3. Относиться с уважением, вниманием к человеку. 4. Не оскорблять и не торопить человека. 5. Не задавать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет» . 6. Не задавать сложных вопросов ЧТОБЫ ПОМНИЛИ… ЧТО Я ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ ГДЕ ДОБЫТЬ ИНФОРМАЦИЮ (1) Роль памяти в духовном становлении человека огромна. (2) Доказательство тому народный опыт. (3) Почему издревле на Руси придается такое огромное значение памяти? (4) Беспамятный человек – неуважаемый. (5) Человек же, способный хранить долгую память, – нравственный образец. (6) Есть в народе такая поговорка: «Иван, не помнящий родства». (7) Так называют самого последнего человека, того, кто не помнит своего прошлого, своего рода, дел предшественников. (8) Он – самый презираемый человек на Руси.(9) ...Порой меня поражает странное невежество молодых людей. (10) Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. (11) Ведь он не летучий стручок: в мире у него есть корни, а они в земле его предков, которые создали наше государство, обороняли его, которые создали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.(12) Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого.(Юрий Нагибин. Русский писатель и сценарист, военный корреспондент газеты « Фронт») ЮРИЙ МАРКОВИЧ НАГИБИН (1920–1994), русский писатель и сценарист. Как военный корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, участвовал при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. Вышли сборники:«Человек с фронта»« Большое сердце»« Две силы» и другие… Алгоритм действий 1. ОПРЕДЕЛИТЕ: ТЕМУ ( О чём текст?)ИДЕЮ = основную мысль.(Зачем написан?)Роль данного фрагмента.2. Сформулируйте ТЕЗИС.3. Выразите собственное мнение.4. Найдите в тексте фрагменты, подтверждающие ваше мнение, запишите своими словами.5. Найдите аргументы- примеры из текста.6. Напишите вывод. Тема текста: Роль памяти в становлении личности.Идея: Чтобы прожить жизнь достойно, прошлое должно быть частью настоящего. Находим тезис, который ляжет в основу нашего сочинения.1. Как вы понимаете выражение «прожить жизнь достойно, ответственно, серьезно»? А недостойно – это как?2. Какова роль фрагмента, предложенного нам для анализа, в данном тексте?3 Сформулируйте тезис, который ляжет в основу нашего сочинения. Без чего человеку не прожить жизнь? ТЕЗИС: БЕЗ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО.(Записываем в таблицах, оставляя место для вступления и скреп) НАХОДИМ АРГУМЕНТЫ С какой задачей появляется на свет человек? Каково его предназначение? Какого человека автор называет «нравственный образец»? Как вы понимаете смысл этого выражения? Какие доказательства вы могли бы привести? Почему, по-вашему, человеку не прожить без памяти? НРАВСТВЕННОСТЬ – Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Например: кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова Нравственные качества:ДобротаОтзывчивостьЧестность Порядочность Патриотизм Аргументы 1. Человека, который не помнит прошлого, не уважают в обществе, а человек, который умеет хранить память, достоин уважения.(4,5)2. У человека есть корни – наши предки, которые создали наше государство, укрепляли его. И люди, особенно молодые, должны это понимать.(10,11) Алгоритм работы с текстом.1.Прочитайте текст. Кто автор?2.Определите тему.( О чём текст?)3.Подчеркните ключевые слова, определите основную мысль( идею)4 Ещё раз прочитайте последний абзац. Какова роль фрагмента, предложенного нам для анализа, в данном тексте? 5. Сформулируйте тезис. 6. Как вы понимаете это утверждение? Запишите.7.Найдите в тексте примеры ( аргументы).8.Подумайте, как начать свое сочинение.9.К какому выводу пришли вместе с автором.10. Вспомните структуру сочинения- рассуждения. основная мысль сочинения должен бытьдоказанным должен быть чётко сформулированным почему? доказательства, приводимые в поддержку тезиса должны бытьубедительными яснее суждение и бесспорнее вывод потому что ТЕЗИС Аргумент, пример 1 Аргумент, пример 2 Вывод. Схема сочинения- рассуждения Структура текста- рассуждения: Тезис – основная мысль сочинения. В нашем случае это та фраза, которая предложена в тексте самого задания). Аргументация (те доказательства, которые нужно привести в подтверждение; в нашем случае — опора на данные текста с указанием номеров предложений или цитаты). Вывод (собственно, итог того, ради чего писался текст; необходимо обозначить, что тезис подтверждён примерами). Задание направлено на самостоятельную Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста (Сл. Д.Н. Ушакова) Репортаж – это передача журналистом подробностей с места происходящего, а именно – деталей, диалогов и действий героев, для того чтобы читатель мог ощутить себя очевидцем и пережить впечатления от услышанного и увиденного. Репортажная сцена- способ описания действительности, когда читатель слышит диалоги, звуки. чувствует запахи. Вести с урока С чего начинается память?С берёз?С речного песочка?С дождя на пороге?А если с убийства!А если со слёз!А если с воздушной тревоги!А если с визжащей пилы в облаках,Со взрослых, в пыли распростёртых!А если с недетского знания – какЖивое становится мёртвым?И в пять, и в пятнадцать,И в двадцать пять летВойной начинается память (Константин Симонов.) КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ 1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.2. Основная часть: а) формулирование основного тезиса; б) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.3. Заключение (вывод). Поработаем над сочинением! Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. (Цицерон) Память- основа будущего. Память - это благодарность старшим поколениям за боль и страдание, которые перешли в счастье жизни сегодняшней…. 28 ноября 1906 г.-30 сентября 1999 год Дмитрий Сергеевич Лихачёв,советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.