Разработка урока русского языка Согласование имени существительного и имени прилагательного


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бенойская основная общеобразовательная школа»учитель русского языка и литературы Демельханова Заира Увайсовна Здравствуйте, ребята! Меня зовут Заира. Сегодня мы проведем урок русского языка. Вы согласны? Спасибо. Вы готовы? Тогда начнём. Ребята, я нашла одну интересную историю, но в ней отсутствуют некоторые слова. Поможете мне их найти? Молодцы. (Чтение лингвистической сказки) Сказка о появлении имени …..В некотором лингвистическом царстве, в некотором лексическом государстве жили-были король и королева. Его Величество король был человеком действия и звали его ….Глагол. Красавица королева (а звали её Имя Существительное) требовала от своих подчинённых Склонение и Число, Род и Падеж каждый день переписывать все предметы в царстве на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.Как-то раз в гости к королеве приехала её подруга – волшебница. Она любила часто повторять слова Я, мы, ты, вы….. Местоимение. Ей, побывавшей во многих странах, сразу бросился в глаза скучный, однотонный цвет всего, что было в царстве Глагола и Имени Существительного. Все предметы были вокруг только серого цвета: серые стены, серая мебель, на серой земле росли серые растения, в сером небе резвились серые птицы. И местоимение решила во, чтобы то ни стало изменить жизнь в царстве.Она подарила королеве чудо-семя и наказала в тот же день посадить его в горшочек. Имя Существительное не могла ослушаться свою любимую подругу! Она позвала слуг и велела им посадить чудесное семя, поливать и оберегать его.Чудеса начали происходить незамедлительно. Из семени тут же проклюнулся росток, который рос не по дням, а не по часам!. То и дело на нем появлялись и, на глазах у удивлённых королевы, распускались фантастические листья. Затем появились бутоны, которые превращались в цветы необычной красоты. Цветы стали превращаться в сказочных Эльфов. По мере роста волшебного растения весь дворец наполнился сотнями, тысячами радужных крылатых существ. Имя существительное не могла сдержать восторга от происходящего!Эльфы обратились к королеве с просьбой разрешить служить ей вечно, быть ПРИ ней и днём, и ночью, стать её слугами. Имя Существительное согласилась, но попросила выполнить одно её условие – Эльфы должны быть во всём похожи на её верных поданных: Склонение, Число, Род и Падеж. Эльфы с удовольствием исполнили просьбу королевы!А за их верность и преданность, стремление во всем подражать подданным её Величества, королева дала им ласковое имя …Как вы думаете, какое имя? («Прилагательное».) Так и живут до сих пор Прилагательные в царстве Имени Существительного. А царство стало ярким, процветающим… Вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить? Правильно, об имени прилагательном и имени существительном. Молодцы. А знаете, у нашего урока есть ещё и имя. Почему он так называется, мы определим чуть позже. Имя урока: «Куда иголочка, туда и ниточка». Прочитайте слова парами ГустаяСиний СолнечнаяОткрытыйРазноцветная лесручкаденьокнокраски -Что вы заметили? Какие это части речи? Что им не хватает? Правильно: связи. Сформулируйте, пожалуйста тему нашего урока. Запишите число, классная работа, тему. -Ребята, определите свои цели. Что вы ожидаете для себя от сегодняшнего урока? Спасибо. Двадцать третье апреляКлассная работа. Тема: Согласование имени прилагательного с именем существительным -Какие грамматические признаки есть у прилагательного? -У существительного?-Чем различаются грамматические признаки существительного и прилагательного? Дом – красивыйЗеркало красивоеДевочка красивая Существительное не изменяется по родам, оно всегда относится только к одному роду.Прилагательное изменяется по родам. Оно принимает тот же род, что и существительное к которому «прилагается». Красная кисточка Красные кисточки Белого снегаБелым снегомБелому снегу Вывод: Прилагательное согласуется с существительным в формах рода, числа и падежа.«Куда иголочка, туда и ниточка». Бродил по (густой) лесу, помогал (старшая) сестре, рассказать (весёлый) историю, выпал из (птичий) гнезда, звонил по (домашний) телефону.Время на выполнение: 2 мин Учитель называет словосочетания. Если прилагательное согласовано с сущ., дети встают, если нет – хлопают в ладоши. -декоративное искусство-мягкий постель-картинная галерея-сказочный сюжет-острая карандаш-зелёный доска-интересная книга Работа по учебнику – 3 мин.Задание 232. Физминутка. -Встали, руки в замок, нарисовали в воздухе восьмерку, руки от себя, к себе, а теперь встряхните руками, повернитесь друг к другу улыбнитесь и скажите комплимент, используя имена прилагательные. Групповая работа «Собери текст» Мальчишек, поляночке, увидеть, на, зелёной, можно, двух, бегает, козочка, около, беленькая, они, травку, рожками, них, с, едва, пушистая, проклюнувшимися, Майка, беззаботная, смотрят, щиплет, сочную, маленьких, как.Время на выполнение: 5 мин. На зелёной поляночке можно увидеть двух маленьких мальчишек. Около них бегает пушистая, беленькая козочка с едва проклюнувшимися рожками. Они смотрят, как беззаботная Майка щиплет сочную травку. Межпредметная связь.Прочитайте выразительно. Назовите эпитеты и олицетворение Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потоплённые луга.Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года;Синея, блещут небеса. Индивидуальная работа. Составь словосочетание существительное +прилагательное;Опиши погоду за окном;Просклоняй два прилагательных. Время на выполнение: 3 мин. Групповая работа.Сформулируйте по одному «толстому» и «тонкому» вопросу, связанные с пройденной темой «Толстый» вопрос предполагает ответ развёрнутый;«Тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ.Время: 2 мин. Домашнее задание по выбору 1.Подготовить презентацию по теме «Имя прилагательное»2.Сочинение – миниатюра: «Имя существительное и имя прилагательное».3.Упр.233 Рефлексия в творческой форме «Своя игра» Спасибо за внимание!