Урок-размышление по теме: «Человек и природа» в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба» и повести Э.Хемингуэя «Старик и море»


Урок-размышление по теме: «Человек и природа» в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба» и повести Э.Хемингуэя «Старик и море» Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся. Основная проблема произведений: Основная проблема произведений:В повести Хэмингуэя“Старик и море” основная проблема - победа и поражение человекаВ рассказе “Царь – рыба” - взаимоотношения человека с природой в новых, иных условиях. Здесь проблема не только экологическая, но и нравственная. Сравнительная характеристика героев.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПланСтарикИгнатьичпортрет героя;занятие, социальное положение;взаимоотношения с окружающими;качества личности. Сравнительная характеристика героев.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СантьягоИгнатьич«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается»Руки: «на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу«Лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно»Руки: «без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет»Описание лодок: «парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка»На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она тоже мне друг»«глядь, издали несется дюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском – флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент»По словам автора, к односельчанам – с некоторой долей снисходительности и превосходства. На его совести – «варначество», «грех», «вина» – унижение женщины, Глашки КуклинойОба они привыкли везде и всюду обходиться своими силами, они «мастера» и «хозяева», знающие свое дело Как относится герой к своей жертве? Как относится герой к своей жертве?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СтарикИгнатьич- Уважение к рыбе:-“Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”.- Заботится: “Худо тебе, рыба?”“Если ты еще не устала, то на самом деле – необыкновенная рыба…”- “Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!”- “Жалко рыбу, которой нечего есть. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведет и с каким благородством.”- “Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.”- Опасная работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”.-Называет рыбу Царь – рыбой.- “Уходи!” - дубасит рыбину по башке.- Уговаривает рыбу скорее умереть:“Ну что тебе! Все равно околеешь”.- Отвращение к рыбе:“Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно! {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Старик – частица этого мира природы.- “Я все равно ее одолею. Хоть это и несправедливо, но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести.”- “Мне жаль, рыба, что все так получилось. Ты уж прости меня, рыба.”Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой”- Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем.- “Иди, рыба, иди!”Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком. Обсуждение идейного содержания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Хемингуэй:Астафьев:“Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика…” “Мне повезло, что у меня были хороший старик и хороший мальчик”«Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время хранить, а еще вернее – охранять природу. И если нельзя не тратить, то надо делать с умом, бережно… Тут, как нигде, со всей наглядностью ясно, что защита природы – это глубоко человеческая задача, если хотите, это защита самого человека от нравственного саморазрушения»  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}- Что можно сказать об идее произведений?- “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует.- Не зря в конце повести старику снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим. - “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым”. Это и есть нравственный вывод писателя.Протест против хищничества.Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление.Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы. Особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия)(1997г)«Олекминский» (1984г) заповедник, «Усть -Ленский» (1985г), «Ленские столбы» (1995г), национальные природные парки: «Сиинэ» (1996г), «Муома» (1996г), «Усть -Вилюйский» (1997г) «Усть Вилюйский» национальный природный парк, образован 1997 г. 15 мая на территории «Түѳрт уон арыы». Плошадь-1016,0 тыс. га Минуты творчестваН.Заболоцкий «Одинокий дуб».                        Дурная почва; слишком узловат                        И этот дуб, и нет великолепья                        В его ветвях. Какие-то отрепья                        Торчат на нём и глухо шелестят.                        Но скрученные намертво суставы                        Он так развил, что кажется, - ударь –                        И запоёт он колоколом славы                        И из ствола закапает янтарь!                        Вглядись в него: он важен и спокоен                        Среди своих безжизненных равнин.                        Кто говорит, что в поле он не воин?                        Он воин в поле, даже и один! Ключевые слова Ключевые слова                                  Человек                        природа                        борьба                        конфликт                        одиночество                        красота                        красивость ГАРМОНИЯСоставьте ассоциативное поле ГАРМОНИЯСолнце, единение, красота, природаСогласие, сочувствие, тишинаспокойствие Зачение слова гармонияГармония – состояние души, когда нет противоречий в поступках и действиях, умение жить в согласии. Гармония Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Домашнее задание:Сочинение – рассуждение«Человек и природа»