Презентация к уроку по ТРИЗ для 8 классов на тему Развитие творческого воображения


Фантазия. РТВ Пока единственным массовым и практически действенным средством развития фантазии является чтение научно-фантастической литературы (НФЛ). Обычно механизм воздействия фантазии состоит в том, что она вступает в реакцию с реальными "рабочими" мыслями. Суть этой реакции становится понятной, если воспользоваться схемой творческого процесса, предложенной академиком Б.М. Кедровым.1. В поисках решения задачи мысль человека движется в определенном направлении (a) от единичных фактов (E) к выявлению того особенного (О), что присуще этим фактам. 2. Установление всеобщности (В), т. е. формулировка закона, теории и т. п.3. Переход от Е к О не вызывает особой трудности, но дальнейший путь от О к В прегражден познавательно-психологическим барьером (i). 4. Нужен какой-то трамплин (Г), позволяющий преодолеть барьер. Чаще всего это случайно возникающая ассоциация, появляющаяся при пересечении линии (a) с другой линией мыслей (b).


"ПРЕКРАСНОЕ ПЛАМЯ ОСЕНИ"«Был прекрасный осенний день. Я только что поступил в университет города Лунда. Проходя мимо факультета ботаники, увидел, что одна из стен здания покрыта виргинским плющом. Его листья были замечательного красного цвета. Каждая осень сопровождается переходом от зеленого к красному, и прохожие останавливаются от внезапного восторга при виде игры цвета. Я и не предполагал, что позднее это явление укажет мне путь к созданию установки, производящей алмазы...» «Листья осенью становятся красными не потому, что они умирают, а потому, что они не хотят умирать. Мертвый лист отличается от живого тем, что некоторые вещества в нем разрушились. Это должно произойти рано или поздно, до смерти листа или после нее. Листья выбирают первую возможность. Они предпочитают, чтобы эти вещества разрушились при их жизни, а не после того, как они умрут. Такое разрушение молекул, сопровождающееся изменением цвета, начинается осенью в живых еще листьях, и пока длится этот процесс, листья продолжают жить. Как бы устремляясь навстречу смерти, листья получают больше двух недель жизни и дарят нам прекрасное пламя осени». Действие равно противодействию: рабочие части пресса, давящие на сжимаемое вещество, должны на что-то опираться. Это давление воспринимает стальная кольцевая станина пресса, причем наибольшие силы действуют на внутренние участки станины. Платен решил заранее пойти навстречу разрушению металла. Он разделил станину на отдельные кольцевые слои. Внутренние слои разрезал («умертвил»), чтобы они воспринимали только сжимающие усилия. Наружные слои стали воспринимать только растягивающие усилия. Внутренние слои сделали из металла, хорошо работающего на сжатие, а наружные – из металла, хорошо работающего на растяжение: металлические секторы обмотали рояльными струнами... В этом эпизоде фантазия проявляется трижды. Сначала она создает яркий образ: листья идут навстречу смерти, часть молекул принимает на себя удар, разрушаясь, но продлевая жизнь листу. Яркий образ заставляет запомнить интересное явление. Затем фантазия обобщает явление в принцип. А потом помогает перенести этот принцип в технику. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности. Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это простые картинки, изображение на которых можно интерпретировать разными способами. Попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. Задание по парам:



Упражнение 2. На букву (тест)Задание по группам: написать как можно больше слов на одну букву, называющие предметы, находящиеся в этой комнате. Время: 5 минут. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1234 Упражнение 3. Придумать название и описаниеЭто картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах».