Презентация Развитие творческого воображения и мышления средствами искусства


 «Где любят нас - лишь там очаг родимый». Д.Н. Байрон Любовь Истина Чувства Нравственность Общение Самопознание Творчество КреативностЬ Проблема развития творческого воображения учащихся актуальна Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности.Проблема развития творческого воображения актуальна еще и потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, поведения человека. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии учащегося, об определении сущности механизмов воображения. Новикова Н.А., кандидат педагогических наук, сотрудник лаборатории интеграции искусств Института художественного образования РАО. « Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя. »Альбер КамюПредставьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы мы смогли усваивать школьную программу без воображения? Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни.  «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:Воображение связано с мышлением и органически в него включена; Воображение связано с познавательными процессами и эмоциональными состояниями человека (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций); Способность выполнять действия в уме, манипулируя образами; Планирование и программирование своей деятельности.  Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.Четко ограниченные рамки, не позволяющие проявить инициативу, творчество.Давным давно, когда боги вершили судьбы людей на Олимпе, в Аттике орудовал злой разбойник Прокруст. Он был известен также под именами Полипембн, Дамаст, Прокопт. Разбойник подстерегал путников на дороге между Афинами и Мегарой и путем обмана заманивал к себе домой. Для гостей у него дома было изготовлено два ложа.Одно большое ложе, второе маленькое. На большое ложе Прокруст укладывал небольших ростом людей и чтобы путник точно соответствовал размеру кровати,  бил их молотом и растягивал суставы.А на маленькое ложе  укладывал высоких ростом людей. Не помещающиеся части тела он обрубал топором. Вскоре, за свои злодеяния Прокрусту пришлось лечь на свое ложе самому. Греческий герой Тесей, победив разбойника, поступил с ним также, как тот поступал со своими пленными.Выражение «прокрустово ложе» означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным. Является одним из видов логических ошибок.Иносказательно: искусственная мерка, формальный шаблон, под который насильственно подгоняют реальную жизнь, творчество, идеи и пр. Если воображение сравнить с растением, то можно создать условия для интенсивного развития или ограничить рост. Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание. Стефан ЦвейгВыпустите мысль за рамки стандартного мышленияВоображение как способ получения нового знания Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Так, Л. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал уже имевшуюся информацию, по-новому систематизировал и анализировал ее. Вся радость жизни в творчестве, творить — значит убивать смерть. Ромен РолланТворческие личности принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. grandars.ru›Психология›Творческое мышление Сказители умели мечтать, обгоняя время. Как развить творческое воображение и мышление? Приемы создания образовАналогияАналогия - это создание нового по сходству с известным. При использовании этого приема сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются какие-то отдельные элементы. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с зубами акулы изобрели резцы для глубинного бурения, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки и т. д.АгглютинацияАгглютинация (комбинирование) - прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе, в результате чего вновь созданный воображаемый объект обретает соответствующие свойства и функции исходных. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т. п.). Прием используется и в техническом творчестве. Приемы создания образовГиперболизацияГиперболизация выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, мальчика с пальчик, многоголового дракона и другие сказочные образы.АкцентированиеАкцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя книги достаточно хорошо выражены определенные черты характера, то писатель может их еще больше выделить. Это делает образ более ярким, характерным и выразительным, благодаря чему он лучше понимается и запоминается читателями. Данный прием широко используется писателями, художниками, скульпторами и режиссерами. Например, на его основе создаются шаржи и карикатуры. Приемы создания образовТипизацияТипизация - это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, национальной). Например, таковы образы Наташи Ростовой, Евгения Онегина и т. п.ПридачаПридача заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические) качества или функции. На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, ковер-самолет. Перечисленные приемы творческого воображения работают как единая система.ПеремещениеПеремещение - это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой систему жизненных ситуаций, через которые писатель проводит своего героя. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов работают в автоматизированном режиме и поэтому довольно плохо осознаются субъектом.Сфера психических познавательных процессов представляет собой неразрывное единство, служит важной характеристикой личности и условием ее успешной деятельности. ТРИЗ! Развитие  творческих способностей у детей через использование нетрадиционных техник рисования Признаки каких объектов соединили для получения новых образов и объектов? Назовите приёмы создания образов. Учусь у природы и мастеров Назовите средство выразительности, которое способствовало созданию выразительных образов Дымковская игрушка- объект для исследования Цветовая гамма какого жирафа созвучна вашему настроению? Иллюстрации Юрия Васнецова- кладезь для постижения секретов креативного творчества Средства выразительностиТочкаПятноЛинияФормаРитмЦвет, цветовое решениеОтображение структуры, динамикиКомпозиция Секреты создания выразительного образаИзменить: цвет, характер линий, размер,форму; соединить признаки двух или более объектов окружающей среды Моя вообразилия Я учусь выражать свои чувства, настроение, мысли средствами искусства.Я изучаю материал, с помощью которого буду создавать выразительный образ. Я изучаю средства выразительности, это очень серьезные персонажи, но иногда я могу с ними поиграть.Иногда мой рисунок- это целая история. Я постигаю теорию решения изобразительных задач.Я постигаю законы создания произведений искусства.Я учусь не только смотреть, но и видеть красоту окружающего мира.