Мастер класс Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии


мастер – классВеселова Е. В., учитель технологии МОУ «Дубовская СОШ» Б елгородского р-на Белгородской обл. Развитие творческого воображения у учащихся на уроках технологии
Цель занятия :Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя.Передать свой опыт использования приёмов развития творческого воображения у учащихся на уроках технологии.
«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции.» А. Эйнштейн Презентация педагогического опыта.Учитель : Веселова Елена Васильевна – учитель технологии Дубовской СОШ.Педагогический стаж работы – 24 года.
Воображение часто называют фантазией. Основная задача- представление ожидаемого результата до его осуществления.Воображение- это присущая только человеку способность создания НОВЫХ образов путём переработки его предшествующего опыта.
В своей работе я активно использую методы и приёмы, развивающие воображение у учащихся :Выполнение творческих проектов учащимися.Проблемное обучение.Здоровьесберегающие технологии.Методы игрового проектирования.
Приёмы.
Пантомимическое изображение предмета (рисунок, пиктограмма, схема, пятно).
Игра «Молекулы».Все дети расходятся и двигаются по классу хаотично (как молекулы). Затем по команде «Молекула - 4» все останавливаются. Ближайшие «соседи» сходятся в группы по четыре человека. Каждая группа получает своё задание, которое и выполняет.
«Не пропусти ошибку».
Сообщи о своём «Я».Ученик высказывает своё мнение о выполнении задания. Например – «Я бы выполнил это так …», «Я думаю начать работу с такого действия …»
Сочини сказку.Например :«Как каша себя хвалила»«О девочке с длинными косами»«Былинка с голубыми глазами»«Тили- тили, тесто»«Банный день у цветов»
Игра «Веер».Каждый ученик должен записать, начиная сверху, ответы на вопросы учителя, например, такие :Что такое – «интерьер»?Какие ассоциации возникли у тебя в связи со словом «интерьер»?Каждый ученик пишет и загибает лист, чтобы следующий не видел. Все пишут, затем «веер» передаётся учителю для сравнения.
Проблемное обучениеДля того, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, пробудить их мыслительную, эмоциональную активность, и тем самым в итоге повысить качество обучения учащихся, и необходимо обратиться прежде всего к проблемному обучению, как к системе обучения. И ключевым моментом здесь является создание проблемной ситуации. Но, само по себе проблемное задание здесь служит лишь базой, основой проблемности, а сама проблемная ситуация создаётся при взаимодействии рождающихся различных мнений учащихся, с которыми им и приходится разбираться впоследствии. То есть, данный метод включает в себя:• выдвижение проблемного вопроса;• создание проблемной ситуации на основе приведенныхпротивоположных точек зрения по выдвинутому вопросу;• демонстрацию опыта или сообщение о нем - как основу для создания проблемной ситуации, решение задач познавательного характера. *Из статьи Е. В. Веселовой «Проблемное обучение как метод стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках технологии».
Проблемное обучениеПри обучении технологии проблемами могут быть :Обобщённо сформулированные цели предстоящей деятельности, которые необходимо конкретизировать на основе собранных дополнительных сведений;При заданной цели ограниченные или отсутствующие исходные данные для выполнения работы;Оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учётом имеющихся условий;Социально- экономическая эффективность технологии при имеющихся условиях.
Метод игрового проектированияКаждая группа разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Затем идёт процесс общего обсуждения. При реализации этого метода учитель :Сам формулирует задачуЗадаёт исходные условияРазделяет коллектив учащихся на группыСоздаёт состязательную ситуацию.
Ребёнок, включенный в игровую ситуацию, формирует у себя ряд личностных свойств : * Справедливость * Смелость * Честность * Чувство юмора* Чувство коллективизма На уроках активно используются интересные «головоломки»Терминологические кроссвордыАнаграммы, метаграммы
На уроках активно используются интересные «головоломки»Терминологические кроссвордыАнаграммы, метаграммы
КомпозицияОт латинского compositio - связывание, составление, сложение различных частей в одно целое.
Симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности.
Асимметричная композиция создаёт впечатление движения. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.
Дети за работой Выполненные работы В творческом поиске «это сделала Я» угощаем увлечённость Не привыкайте к чудесам.-Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам,Руками к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь к родникам,-Ничто не повторится.За мигом миг, за шагом шагВпадайте в изумление.Всё будет так – и всё не такЧерез одно мгновенье.Вадим Шефнер