Презентация для родительского собрания Готовность к школе


Муниципальное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 52» - 2015 годГотовность к школеучитель начальных классов: Карлеева Светлана Валерьевна В семьях будущих первоклассников начинаются особые хлопоты. Беспокойные родители задаются вопросом:- Как оценить готовность ребёнка к школе?- Достаточно ли у моего ребёнка знаний и умений, чтобы успешно учиться? Многие абсолютно уверены в том, что если ребенок до школы научился читать, до ста считать, знает домашний адрес, даже прописи освоил, то уж точно школьная готовность ему обеспечена. И конечно будут сильно удивлены, если на приёме школьного психолога услышат, что ребёнок к школе пока не готов, и лучше ему еще годик походить в детский сад. Так что же означает эта «готовность к школе», которая так сильно заставляет нервничать родителей? «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А. обученность и обучаемость – это не одно и то же. Важно, чтобы ребенок не просто выдавал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Одной из причин низкой успеваемости в начальной школе может явиться психологическая неготовность к школьному обучению. Психологические исследования последних лет показывают, что все больше детей испытывают трудности в обучении, начиная с момента поступления в школу. Чаще всего, под психологической готовностью к школе понимаются 5 аспектов:личностная готовность (развитие учебной мотивации)эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности)интеллектуальная готовность (развитие мышления и речи)социально-психологическая готовность (стремление к общению)функциональная готовность (психофизиологическое развитие)


развитие внимания, памяти сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения умение устанавливать связи между явлениями и событиями Интеллектуальная готовность Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – это читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны также занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку ребёнка: рисование, лепка, конструирование. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые задаёт любознательный ребенок, а рассказывать, показывать, объяснять, то подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Личностная готовность: принятие новой социальной роли школьника желание учиться, получать знания Эмоциональная готовность: умение сосредоточиться управление эмоциями устойчивость к эмоциональным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними (не отчаиваться, когда что-то не получается); умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними (например, не отказываться от дальнейшей работы, если сейчас не спросили, а я так хотел). Волевая готовность:способность постановки перед собой цели;принятие решения о начале деятельности;составление плана действий;выполнение плана;оценка результата своей деятельности;умение длительно выполнять не очень привлекательную работу


Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. В противном случае они отвлекаются, начинают заниматься своими делами, то есть перестают учиться. Однако школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится выполнять не очень привлекательную для них работу, руководствуясь общим интересом к учению, любознательностью по отношению к новому. Коммуникативная готовностьумение общаться со сверстниками;принимать точку зрения другого;умение взглянуть на себя со стороны;умение выслушивать одноклассников;адекватно реагировать на удачу и неудачу других


Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребёнка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера, а также уметь общаться со взрослым собеседником. Способность ребенка понимать смысл правил поведения и готовность следовать этим правилам – важный аспект готовности к школе. Социально-коммуникативная готовность к школе К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса здесь не исключение. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Способность конструктивно решать конфликты, социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе. Моторная готовность это координация системы «глаз–рука», развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму; владение своим телом, т.е. развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребенок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине и т.д., а также получать удовольствие от разных видов движения.
Критерии подготовленности ребёнка к школе:Представим теперь все названные нами элементы в виде общей таблицы «базовых компетентностей» готовности к школе.Нормальное физическое развитие и координация движенийЖелание учитьсяВладение приёмами умственной деятельностиПроявление самостоятельностиОтношение к товарищам и взрослымОтношение к трудуУмение ориентироваться в пространстве Управление своим поведением
Ребенка считают неготовым к школе, если он:Как видите, говоря о "школьной" готовности ребёнка, имеется в виду не только его интеллектуальное развитие, но и психологическая подготовка. настроен исключительно на игру;недостаточно самостоятелен;чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;имеет серьезные нарушения речевого развития;не умеет общаться со сверстниками;не хочет контактировать с взрослыми или, наоборот, слишком развязно себя ведёт.
Таким образом, психологическая готовность – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. Позаботьтесь заранее, Чтобы учёба вашему ребёнку была в радость
За помощью вы можете обратиться к логопедам, психологам, педагогам, специальной методической литературе,которой достаточно много в книжных магазинах города. Сориентироваться какая помощь нужна вашему ребёнку помогут и учителя начальных классов выбранной вами школы. Пусть настроение будет радостным!Скоро в школу?
Желаем успехов! Использованные материалы и литератураhttp://www.kid.ru/problems/114.php3 http://ddtor.ru/stranicza-pedagoga-psixologa/stati-i-publikaczii/427-kriterii-psixologicheskoj-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html https://www.google.ru/search?q=%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BA+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5&newwindow=1&biw=1280&bih=671&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0CCgQsARqFQoTCIHJ1rby_sgCFQE_LAodhlsLkA http://www.olehnik.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=313&Itemid=187 http://www.rebenok.com/info/library/school/82104/psihologicheskaja-gotovnost-rebenka-k-shkole.html