Детское экспериментирование как вид исследовательской деятельности


«Детское экспериментирование - форма исследовательской деятельности» Черницова М. Г.воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 247» Заводского района города Саратова Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.М. В. Ломоносов Что я слышу – забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю. Конфуций Час работы научит больше, чем день объяснения Жан-Жак Руссо Наши истинные учителя — опыт и чувство Жан-Жак Руссо 2 блокСовместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы) Содержание экспериментальной деятельности 4 блокСовместная работа с родителями (семинары-практикумы; совместное детско-взрослое творчество (изготовление поделок из природного материала); проектная деятельность) 1 блокНепосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Данным видом деятельности с детьми, начиная со средней группы, занимается педагог дополнительного образования. один раз в неделю. 3 блокСамостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории) Цель и задачи экспериментальной деятельности Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов Развивать эмпатию, воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи Создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности. Привлекать родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей Методы и приемы экспериментальной деятельности Традиционные Инновационные Словесные методы  (беседы, чтение  художественной   литературы, использование фольклорных материалов) Метод игрового проблемного обучения (проигрывание на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы) Наглядные методы (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ, фокусы, занимательные опыты) Мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента) Классификация детского экспериментирования ЭКСПЕРИМЕНТ По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса изучаемого ранее по отдельным этапам) Классификация детского экспериментирования ЭКСПЕРИМЕНТ По месту проведения опытов: в группе, на участке По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические По характеру объектов, используемых в эксперименте: объекты живой и неживой природы. человек По причине их проведения: случайные, запланированные, ответ на вопрос ребенка По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические По продолжительности: кратковременные (5 – 15 мин.), длительные (свыше 15 мин) По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые. Решаемые задачи неизвестны только детям В процессе этой деятельности не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. Экспериментальная деятельность практически безопасна В данной работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование Элементарность экспериментальной деятельности Структура детского экспериментирования Проблемная ситуация Организация исследования Уточнение плана исследования Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников Выбор оборудования, самостоятельное или с помощью взрослого его размещение детьми в зоне исследования Анализ ,обобщение и фиксация полученных детьми результатов экспериментирования Оптимальные условия для экспериментально –исследовательской работы детей Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей. Умение ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях Умение ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию. Основное оборудование лаборатории Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;Красители: ягодный сироп, акварельные краски;Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, нитки, трубочки для коктейлей. Взаимосвязь с другими видами деятельности Познавательно-исследовательская деятельность Изобразительная деятельность (фиксирование результатов) Игровая деятельность (дидактические игры, словесные игры, строительные игры, сюжетно-ролевые игры) Коммуникативная деятельность (формулирование цели, словесный отчет об эксперименте) Элементарный бытовой труд (приведение в порядок рабочего места) Конструирование (использование бросового и природного материала) Восприятие художественной литературы и фольклора (использование художественного слова) Непосредственно образовательная деятельность (математическое развитие, ознакомление с окружающим миром) Инструментарий для проведения мониторинга результатов экспериментальной деятельности Промежуточный мониторинг Вводный мониторинг Итоговый мониторинг Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)Цель: выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования Игровое упражнение «Да - нет» (Л. А. Венгер)Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Методика «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)Цель: выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности Методика «Радости и огорчения» (Н.В. Ковалева)Цель: выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников. Дидактическая проективная методика «Сахар»Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, со­поставлять различные факты умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью Данные мониторинговых исследований За два последние года уровень познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников (одной из форм которой является экспериментирование) вырос в среднем на 14 %. 2012 – 2013 учебный год 2013 – 2014 учебный год Формы взаимодействия с родителями воспитанниковАнкетирование родителей;Привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования;Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки, рекомендации, ширмы-передвижки;Открытые мероприятия для родителей;Семинары-практикумы для родителей;Совместное детско-взрослое творчество (изготовление поделок из природного материала, оформление альбомов, газет);Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской деятельности, знакомятся с разновидностью экспериментов. В помощь педагогам В помощь педагогам Литература Ковинько Л. В. секреты природы – это так интересно.- М.:Линка-пресс 2004. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы. — Волгоград: Учитель, 2009. Благодарим за внимание!