ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ


МДОУ №4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга»» ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТАПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИВ УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Выполнила: Мария Сергеевна Сметанина,учитель-логопед Цель исследования Объект Предметисследования разработка диагностических заданий и системы логопедических занятий по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни в условиях группы кратковременного пребывания. процесс формирования словарного запаса удетей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания. содержание системы логопедических занятий по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания. В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что специально разработанная система коррекционно-логопедической работы по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания будет эффективной, если опираться на: – внедрение в воспитательно-образовательный процесс новых форм и направлений работы по исследованию и формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи; – развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно быть направленно на возможно более раннее коррекционно-воспитательное направление процесса обучения, ускорение темпа развития и преодоление отклонений в развитии. Гипотеза Для подтверждения гипотезы были сформулированы следующие задачи: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую и специальную литературу по проблеме исследования; 2. проанализировать диагностические методики и методические рекомендации по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи; Для подтверждения гипотезы были сформулированы следующие задачи:3. провести практическое исследование по выявлению уровня сформированности словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания;4. разработать проект системы логопедических занятий по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания и проанализировать полученные результаты практического исследования. Методы исследования 1.Теоретический: анализ литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической, методической и логопедической литературы; изучение педагогического опыта. 2.Экспериментальные: проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента в целях проверки гипотезы исследования. 3.Методы математико-статистической обработки данных: количественный (обработка цифровых данных, построение таблиц, диаграмм) и качественный (дифференциация полученного материала по группам) анализ полученных данных с использованием математической статистики. Констатирующий этап Констатирующий этап проводился с 15 сентября по 30 сентября 2011года. Задачи: подобрать методы и диагностический материал 3. выявить уровень сформированности словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания. 2. разработать бально-уровневую систему оценки полученных результатов; Цель: определить уровень сформированности словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания. Рисунок 1. – Исследование уровня сформированности словарного запаса детей 4 года жизни с недоразвитием речи экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования , значит, различия между двумя выборками по уровню рассматриваемого признака нет Формирующий этап Формирующий этап длился с 1октября 2011 по 31 марта 2012г. Задачи: 1. разработать комплекс заданий, способствующих повышению уровня сформированности словарного запаса 3. провести систему занятий по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания. 2. подобрать материал для формирования словарного запаса детей 4 года жизни в условиях группы кратковременного пребывания ; Цель: разработать и апробировать систему заданий по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания. Формирующий эксперимент I этап (сентябрь, октябрь, ноябрь).Цель: формирование и совершенствование лексического состава языка.Лексические темы: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Я в мире человек», «Одежда», «Мой дом», «Мебель», «Домашние животные», «Комнатные растения».II этап (декабрь, январь, февраль).Цель: формирование и совершенствование лексического состава языка.Лексические темы: «Посуда», «Зима», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник», «Дни природы», «Зимние забавы», «Домашние птицы», «Больница», «Дни театра и поэзии», «День Защитника Отечества».III этап (март, апрель, май).Цель: формирование и совершенствование лексического состава языка.Лексические темы: «Мамин праздник», «Масленица», «Народная игрушка», «Транспорт», «Весна», «Праздник космоса», «Дни семьи», «Праздник птиц», «Майские праздники», «Дни цветов», «Здравствуй лето». Контрольный этап Сроки проведения контрольного этапа с 4 апреля 2012 по 21 апреля 2012 года Цель: определение эффективности системы логопедической работы по формированию словарного запаса у детей 4 года жизни с недоразвитием речи в условиях группы кратковременного пребывания. 1.провести обследование словарного запаса детей 4 года жизни с недоразвитием речив условиях группы кратковременного пребывания по методикеконстатирующего исследования; 2.проанализировать полученные результаты; 3.провести анализ эффективности проведённой работы спомощью математико-статистических методов Задачи: Рисунок 2. – Исследование уровня сформированности словарного запаса детей 4 года жизни с недоразвитием речи экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования значит, различие между двумя выборками по уровню рассматриваемого признака есть Спасибо за внимание!