Презентация по логопедии Формирование интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста С ТНР


Формирование интонационной стороны речи у детейс ТНР.Подготовила: Паршина Е.А.Учитель-логопед Семинар-практикум для воспитателейНовосибирск -2014г. Интонация
Развитие интонации в онтогенезе. Нарушения интонации Способы коррекции интонационной стороны речи Временные компоненты интонации – темп и ритм- физиологически обусловлены организацией речевого дыхания. Отличие речевого дыхания от физиологического в том, что речевое дыхание является управляемым процессом. Речевой вдох - короткий и легкий. А речевой выдох- длительный и плавный. Речевой вдох совершается через рот или нос, а выдох- только через рот. Выделяют три типа дыхания: Дыхательная гимнастикаНеобходимо соблюдать регламент в пределах 3-5 минут;Не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивании шеи при вокальных упражнениях;Помещение должно быть хорошо проветренным;Осанка ребенка должна быть правильной как при выполнении сидя, так и стоя;Не заниматься после приема пищи;Не заниматься с ребенком, если у него острая стадия заболеваний органов дыхания; Дыхательные игры и упражнения"Бегемотик". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:Бегемотики лежали,Бегемотики дышали.То животик поднимается (вдох),То животик опускается ( выдох).Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:Сели бегемотики,Потрогали животикиТо животик поднимается( вдох).То животик опускается (выдох)."Качели". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:                       Качели вверх (вдох),                        Качели вниз (выдох),                       Крепче ты, дружок, держись. "Ныряльщики за жемчугом". Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох."Воздушный футбол". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: "мячи" из ваты, кубики. Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками."Листопад". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: листочки из тонкой бумаги.Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони."Снегопад". Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: "снежки" из ваты. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони."Кораблик".  Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:Ветерок, ветерок, натяни парусок!Кораблик гони до Волги-реки. Дыхательные упражнения без речевого сопровожденияПодняться на носки, руки вверх-вдох, опуститься- выдох;Поднять руки над головой, ладонями навстречу- вдох, опустить руки- выдох;Развести руки в стороны- вдох, руки перед собой – выдох;Вытянуть руки перед собой-вдох, опустить по бокам- выдох;Отвести локти назад- вдох. Поставить руки в исходное положение- выдох, руки на поясе. Фонационная дыхательная гимнастикаУчим рационально производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении фраз и слов. Предлагаем длительно на одном выдохе производить различные звукоподражания.1.Один гласный на выдохе:Ааааа-------- медведь и-------- мышкаУууу- пароход о--------слонЭээээ- козочка ы------ветер2.Два гласных на одном выдохе:А-у э-а о-а у-а и-аА-э э-у о-у у-э и-эА-и э-о о-э у-и и- эА-о э-и о-и у-о и-о "Жуки".Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.Кто дольше прожужжит на одном выдохе.Рычалка".Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р"). Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе."Варим кашу".Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:Раз, два, три,Горшочек, вари!("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").Каша варится.(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").Огонь прибавляют.(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).Раз, два,три,Горшочек, не вари! Огонь прибавляют.(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).Раз, два,три,Горшочек, не вари! Игра на развитие длительного речевого выдоха«Мишка-сластена» Игра на автоматизацию звука (ч), увеличение речевого выдоха 2)Слова на одном выдохе. Количество слов, произносимых на одном выдохе, напрямую зависит от возраста ребенка. 5 лет- 4-5 слов, не более; 6 лет- 5-6 лет, не более; 7 лет- 6-7 слов, не более.Счет до 5, до 10Дни неделиВремена годаНазвания месяцев3) Фразы на одном выдохеПословицы, загадкиБереги нос в трескучий мороз.Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.Всякой вещи свое место.Делу время, потехе час.Любишь кататься, люби и саночки возить.4. Произнесение предложений на одном выдохе под мяч( каждое слово сопровождается броском мяча об пол)Меня зовут Ваня ( 3 броска)Мою маму зовут Лена(4 броска)Моего папу зовут Николай Петрович(5 бросков)5. Чтение стихов с бросками об пол.Труба трубит, труба поет,Идет по улице народТрубач трубит в трубу не зря:Сегодня праздник Октября!Мяч бросали мы друг дружке,Прыгал мячик как лягушка.А потом исчез куда-то,Не нашли его ребята!Травка зеленеет, солнышка блестит,Ласточка с весною в сени к нам летит! ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СИЛЫ И ВЫСОТЫ ГОЛОСА.-усиление голоса при произнесение одного или нескольких звуков-ослабление голоса при произнесении одного или нескольких звуков-усиление и ослабление на одном выдохеперечисление предметов с усилением или ослаблением голоса( прямой обратный счет, дни недели, времена года, месяцы, и т.п.)БеззвучноШепотСредняя силаГромкоСредняя силаШепотБеззвучно Произнесение предложений с усилением или ослаблением голоса мама ушла домойМама ушла домой-игра «Эхо»Дети делятся на две команды и выполняют упражнение по ролям. Первая группа произносит текст громким голосом, а вторая – тихим.В лесу кричу: «Ау! Ау!»А мне в ответ: «Ау! Ау!»Горе кричу: «Ау! Ау!»Гора в ответ: «Ау! Ау!»-«Игра на пианино»Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.Ударяй тихонечко: стук-стук-стукИ тогда услышишь ты нежный звук.Ударяй сильнее: стук-стук-стукИ тогда услышишь ты громкий звук. -проговаривание стихотворений с изменением силы голосаА сова – всё ближе, ближе,А сова – всё ниже, ниже.И кричит В тиши ночной:Поиграй дружок со мной!Была тишина, тишина, тишина….Вдруг грохотом грома Сменилась она.И вот уже дождикТихонько-Ты слышал?Закапал, закапал, закапал по крыше. На полянку, на лужокТихо падает снежок.Но подул вдруг ветерок- Закружился наш снежок. Пляшут все пушинки, Белые снежинки.Сто ребят и сто девчатВсе лежат и все молчат.Ты лежишь и я лежу….Муха села мне на палецИ спросила : «Вы проспались?»Пальцем муху я ловлю…Засыпаю,..Сплю…Вдруг всё громче голоса: «Ой, оса! Летит оса!Вон у Витьки на носу!Ну, ловите, же осу!»Сто ребят и сто девчатВсе хохочут и кричат!Улетела прочь оса, И замолкли голоса.Сто ребят и сто девчатВсе лежат и молчат.Тихо тикают часыЭто сон насчет осы?Я осу во сне ловлюСплю… Игры и упражнения на развитие высоты голосаПроводятся путем подражания звучанию различной высоты с опорой на руку или графические изображения.Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков, слогов, «укачивание» низким, высоким голосом. УУ( АУ, АУИ, ЗА, АЗА)У ЫО ИО - Проговаривание стихотворений соблюдая изменения голоса по высоте. Бьют часы, Бьют часы: динь - дан -дон.На дереве, на веточкахВоробышки сидят:« Чирик - чирик , чирик - чирик,Чирик -чирик , - кричат.Дали туфельку слону,Взял он туфельку однуИ сказал: « Нужны пошире,И не две, а все четыре»« Вопрос- ответ» ведение диалога с изменением высоты голоса-Это кто? Это ктоПо дороге скачет?-Это наш озорнойНепоседа –мячик.-пропевание знакомых мелодий без слов, меняя высоту голоса Способы выражения различной интонации1.Отработка вопросительной интонации в словах -резкое повышение тонаСок?- твой сок? Суп?- твой суп?Стол?- там стол? Сам? – ты сам?Нос?- это нос? Сад? - там сад?Резкое повышение тона на первом слогеЭтот?- этот сад? Весело? – вам весело?Очень? –очень вкусно? Ласковый?- ласковый кот?-резкое повышение тона на последнем слогеПисьмо?- вам письмо?Хорошо? – здесь хорошо?Далеко?- тебе далеко?Коньки? – твои коньки? -отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом ( в начале, в середине предложения)Кто пришел? Какое сегодня число? Когда вы обедает? Сколько тебе лет?Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?-закрепление вопросительной интонации в стихах ( сопряженно со взрослым, по подражанию, самостоятельно)Что такое? Что случилось?Отчего же всё кругом,Завертелось, закружилось и помчалось колесом?Что за шум? Что за вой?Как ты смеешь тут ходить,По-турецки говорить?Крокодилам тут ходить воспрещается. К.И. Чуковский Который час?Двенадцать бьет.Кто вам сказал?Знакомый кот.А мышка где?В своем гнезде.Чем занята?Штанишки шьет.Кому? Кому?Супругу своему.А кто её супруг?Барон Кукарекук.Что делать после дождичка?По лужицам скакать.Что делать после дождичка?Кораблики пускать.Что делать после дождичка?На радуге качаться.Что делать после дождичка?Да просто улыбаться.2.Отработка восклицательной интонации- На материале междометий с использованием картинок и стихов. Читаются стихи, дети проговаривают с восклицанием только междометия и звукоподражания. Но увидев усача,АЙ! АЙ! АЙ!Звери дали стрекоча.АЙ! АЙ!АЙ!По лесам , по полям разбежалися,Тараканьих усов испугалися.…но однажды по утруПрискакала кенгуру.Увидала усача,Закричала сгоряча:-Разве это великан?ХА!ХА!ХА!Это просто таракан!ХА!ХА!ХА!Гуси начали опятьПо-гусиному кричать:ГА!ГА!ГА!Лягушата квакают:КВА!КВА!КВАА утята крякают:КРЯ!КРЯ!КРЯ!Кошки замурлыкали:МУР!МУР!МУР!Поросята хрюкают:ХРЮ!ХРЮ!ХРЮ!Птицы зачирикали:ЧИК-ЧИРИК! Лошади заржали:И-И-И-И!Мухи зажужжали:Ж-Ж-Ж-Ж-Ж! Как на пишущей машинкеДве хорошенькие свинки:Туки-туки-туки-тук!Туки-туки-туки-тук!И постукивают, И похрюкивают:Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!На улице две курицыС петухом дерутся.Две маленькие девочкиСмотрят и смеются:Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!Ой! Как жалко петуха!Бабка охает и стонет:Ой! Белье моё утонет.Ой! Попала я в беду.Ой! Спасите! Пропаду! -отработка интонации восклицания, требования, обращения в предложении ( проговаривание сопряженно со взрослым, повторение за взрослым, самостоятельно):Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо быть здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!- Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.Мама! Мама! Посмотри! Не плач! Не плачь!Я пускаю пузыри! Куплю калач!желтый, красный, голубой - Не плач, дорогой!В каждом я и ты со мной. Куплю другой!Посмотри-ка, посмотри!- Не плач, не кричи!Просит маму Галка. Куплю тебе три!Ой! А где же пузыри?Лопнули, как жалко.- На материале считалок, сказок, игр-инсценировок дети учатся подражать голосам и интонациям героев. ОпросникКакие виды дыхания вы знаете? Какое дыхание преобладает у детей дошкольного возраста?2. Какие из пунктов не учитываются при проведении дыхательной гимнастикиРебенок после болезниДушное помещениеДо этого было занятие по математикеСкоро обедПроводим гимнастику стоя, сидя на стульях или лежа на ковре в течении 3-5 минут.3. Какие упражнения помогут ребенку удлинить озвученный речевой выдох?4.Какое количество слов может произносить шестилетний ребенок на одном выдохе ?5. Где можно использовать игры и упражнения по развитию интонации?6. Какие литературные произведения подойдут для отработки различных интонаций с детьми?