Презентация по литературе на тему Художественный мир русской поэзии начала ХХ века Поэзия Серебряного века как эстетический феномен (11 класс)


И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А.А.Ахматова Цели урока: Знать о художественном мире русской поэзии начала XX века, о внутреннем мире человека и его выражении в искусстве данного периода; Уметь выявлять особенности поэзии «серебряного века» на конкретных произведениях. Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого…Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности… Двадцатый век…еще бездомней,Еще страшнее жизни мгла,Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла.И отвращение от жизни,И к ней безумная любовь,И страсть, и ненависть к отчизне…И черная земная кровьСулит нам , раздувая вены,Все разрушая рубежи,Неслыханные перемены,Невиданные мятежи… А.А.Блок Листва закипает, как наши двадцатые,Когда Маяковский с Асеевым в дружествеПисали стихи о любви и о мужестве,Неугомонные и угловатые;Когда Пастернак в бормотанье восторженном,Стремительном, миротворяще-встревоженном,Слагал свои строки и тут же выбрасывал,Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым;Когда над Есениным рдяными краскамиПылали все зори рязанские истово,И Хлебников числа свои перелистывалИ впроголодь пел, детворою обласканный.Листва закипает, как годы начальные,Уже отдаленные дымкой забвения,И новые к жизни идут поколения,Но листья кипят, будто годы те дальные,Те годы начальные, годы двадцатые:Мы нищие были, мы были богатые. Лев Озеров «Двадцатые» 1892 г. – начало 1920х годов (по некоторым источникам - 1917 г.- Н.Оцуп) «…в том столетье славном,Что случайно затесалосьМеж двадцатым и девятнадцатым,Девятьсотым начиналось и окончилось Семнадцатым…» Б.Слуцкий Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны - это явление рубежа 80-х - 90-х годов XIX века, то конец этого периода - вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временные рамки этого периода составляют около тридцати лет. Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма .Модернизм – направления, отражающие в целом разрыв с реалистической классической традицией. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба… Разное понимание роли и места человека в мироздании реализм модернизм В восьмидесятые-девяностые годы русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряженность и силу, она выцветала и блекла... Мотивы усталости, опустошенности, глубокого уныния пронизывали все, что появлялось в поэзии тех лет. Н. В. Банников. Серебряный век русской поэзии. Москва, Просвещение, 1993 Предвестники НО НЕ ТЕБЕ В любви, как в ревности, не ведая предела,- Ты прав,- безжалостной бываю я порой, Но не с тобой, мой друг!С тобою я б хотелаБыть ласковой и нежною сестрой. Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний, Ты в кровь мою вошел и отравил ее! Из мрака и лучей, из странных сочетаний -Сплелося чувство странное мое. Не упрекай меня, за счастие мгновенья Другим, быть может, я страданья принесу, Но не тебе, мой друг!- тебе восторг забвенья И сладких слез небесную росу. Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905) Константин Случевский (1837-1904 ) Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия (он мужал, как сказала бы Ахматова, «в прохладной детской молодого века»), на самом деле истоками своими уходит в столетие XIX. Интересующий нас феномен забродил в недрах XIX столетия задолго до того, как был чётко осознан современниками. Владимир Соловьёв (1853-1900) Как справедливо пишет один из апологетов русского поэтического «серебра»: «90-ые годы начали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20 века... С 90-х годов начался литературный посев, принёсший всходы». Интерес к той исторической и культурной эпохе, за которой прочно закрепилось имя «серебряного века», сегодня велик необычайно. Исследователи даже склонны называть его духовным и религиозным Ренессансом, видя в нём своеобразный аналог европейского Возрождения. Константин Фофанов (1862-1911) Литературные течения и объединения СИМВОЛИЗМ - течение в искусстве и литературе Зап. Европы в конце 19 века, в России с. возник во 2-ой половине 90-х гг. 19 в. Новое литературное направление - символизм - явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма - 1890-е годы -1910 год. Символизм ( Д.Мережковский) Символ- основная эстетическая категория Символизм (гр. знак, символ) - воспроизведение мира, явлений посредством художественного символа.Тематика произведений:Отрицание действительности ( мир- зверинец, тюрьма, келья).Жизнь- сон, игра теней;Самообожествление.Метание человека от мрака к свету (мотив качелей).Одиночество. Символисты Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. «Старшие символисты» Д.Мережковский З. Гиппиус В. Брюсов К. Бальмонт Александр Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. Иннокентий Анненский ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ Есть книга чудная, где с каждою страницейГаллюцинации таинственно свиты:Там полон старый сад луной и небылицей,Там клен бумажные заворожил листы, Там в очертаниях тревожной пустоты,Упившись чарами луны зеленолицей,Менады белою мятутся вереницей,И десять реет их по клавишам мечты. Но, изумрудами запястий залитая,Меня волнует дев мучительная стая:Кристально чистые так бешено горды. И я порвать хочу серебряные звенья...Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,И режут сердце мне их узкие следы... «Младшие символисты» А.Блок А.Белый Поэты-символисты:Константин БальмонтЮргис БалтрушайтисАндрей БелыйАлександр БлокВалерий БрюсовЗинаида ГиппиусАлександр ДобролюбовВячеслав ИвановИван КоневскойДмитрий МережковскийНиколай МинскийСергей СоловьевФедор Сологуб Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным. Акмеисты Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов. Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непозноваемом... Сергей Городецкий(1884-1967) Михаил Зенкевич(1891-1973) Георгий Иванов(1894-1958) Основные принципы акмеизма: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;стремление придать слову определенное, точное значение;предметность и четкость образов, отточенность деталей;обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». «Акмеисты» «Цех поэтов» А.Ахматова Н.Гумилев О.Мандельштам Акмеизм ( ясность, вершина) Основные принципы акмеистов: Отказ от мистической туманности, приятие мира во всем его многообразии, звучности, яркости. Четкость образов. Обращение к прошлому (образы из мифов , из русской истории). Пленник чужой! Мне чужого не надо, Я и своиx-то устала считать. Так отчего же такая отрада Эти вишневые видеть уста? Пусть он меня и xулит и бесславит, Слышу в словаx его сдавленный стон. Нет, он меня никогда не заставитДумать, что страстно в другую влюблен. И никогда не поверю, что можно После небесной и тайной любви Снова смеяться и плакать тревожно И проклинать поцелуи мои. Анна Ахматова, 1917 Николай Гумилёв Ты говорил слова пустые,А девушка и расцвела,Вот чешет кудри золотые, По-праздничному весела.Теперь ко всем церковным требам Молиться ходит о твоем.Ты стал ей солнцем, стал ей небом, Ты стал ей ласковым дождем. Глаза темнеют, чуя грозы. Неровен вздох ее и част. Она пока приносит розы, Но захоти, и жизнь отдаст. Осип Мандельштам Еще не умер ты, еще ты не один, Покуда с нищенкой-подругойТы наслаждаешься величием равнинИ мглой, и холодом, и вьюгой. В роскошной бедности, в могучей нищетеЖиви спокоен и утешен.Благословенны дни и ночи те,И сладкогласный труд безгрешен. Несчастлив тот, кого, как тень его, Пугает лай и ветер косит, И беден тот, кто сам полуживой У тени милостыню просит. Футуристы Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием... Основные признаки футуризма:бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; культ техники, индустриальных городов;пафос эпатажа. Владимир Маяковский НАТЕ!Через час отсюда в чистый переулок Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, А я вам открыл столько стихов шкатулок,Я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где-то недокушанных, недоеденных щей;Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется - и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. Кубофутуризм В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило лицо. В. Хлебников Игорь Северянин Покачнетесь Вы вправо – Улыбнется Вам Слава,И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;Прогремит Ваше имя, И в омолненном дыме Вы сойдете наЗемлю,- мирозданья Колумб! А качнетесь Вы к выси,Где мигающий бисер, Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс. И мечты-сюрпризерки Над качалкой грезёрки Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс! Эгофутуризм Центрифуга «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В него входили С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев,  Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года. Любить иных - тяжелый крест,А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох сновИ шелест новостей и истин.Ты из семьи таких основ.Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть,Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это - не большая хитрость. Б. Пастернак, 1931 Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков Критерии длясопоставления Символизм Акмеизм Футуризм 1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать 2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое 3.Отношеие к слову Слово многозначноИ символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом 4.Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов 5.Близкий род искусства Музыка Живопись, архитектура, скульптура Живопись Имажинисты Имажинизм (от фр. и англ. image - образ) - литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело. Основные признаки имажинизма:- главенство «образа как такового»;- образ - максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;- поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;- эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;- поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;- текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца. Шершеневич Вадим РИТМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ Занозу тела из города вытащил. В упор, из-за скинутой с глаза дачи, Развалился ломберный кругозор, по-бабьему ноги дорог раскарячив. Сзади: золотые канарейки церквей, наотмашь зернистые трели субботы. Надо мною: пустыня голобрюхая, в ней жавороночная булькота. Все поля крупным почерком плуг исписал в хлебопашном блуде. На горизонте солнечный вьюк качается на бугре - одногорбом верблюде. Как редкие шахматы к концу игры, телеграфа столбы застыли... Ноги, привыкшие к асфальту жары, энергично кидаю по пыли. Как сбежавший от няни детеныш - мой глаз жрет простор и зеленую карамель почек, И я сам забываю, что живу, крестясь на электрический счетчик. Да! Теперь - решено. Без возвратаЯ покинул родные края. Уж не будут листвою крылатой Надо мною звенеть тополя. Низкий дом без меня ссутулится,Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. Я люблю этот город вязевый, Пусть обрюзг он и пусть одрях. Золотая дремотная Азия Опочила на куполах. А когда ночью светит месяц, Когда светит... чёрт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак. Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь напролёт, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт. Сердце бьётся всё чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: - Я такой же, как вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад. Низкий дом без меня ссутулится, Старый пёс мой давно издох. На московских изогнутых улицах Умереть, знать, сулил мне Бог. Сергей Есенин, 1922 Крестьянская поэзия Народная песня, сказка, былина, духовный стих, Библия, смыкаясь с Пушкиным и Некрасовым, порождали оригинальную и красочную образную ткань их стихотворений, дышали в их строках. ОБЭРИУ Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы. Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Но первые эксперименты с рифмой и ритмом, а главное - со смыслами слов имели успех лишь в узком дружеском кругу. Их опусы не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях. Даниил Хармс Так начинается голод: с утра просыпаешься бодрым,потом начинается слабость, потом начинается скука,потом наступает потерябыстрого разума силы, потом наступает спокойствие. А потом начинается ужас. Молитва перед сном28 марта 1931 года в 7 часов вечера Господи, среди бела дня Накатила на меня лень. Разреши мне лечь и заснуть Господи,И пока я сплю накачай меня ГосподиСилою твоей. Многое знать хочу, Но не книги и не люди скажут мне это. Только ты просвети меня Господи Путем стихов моих. Разбуди мня сильного к битве со смыслами, быстрого к управлению слов и прилежного к восхвалению имени Бога во веки веков». «…в поэзии они не признавали никаких школ...» Иван Бунин(1870-1953) Владислав Ходасевич(1886-1939) Марина Цветаева (1892-1941)