Презентация по географии Особенности климата своего населенного пункта (6 класс)


ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ6 классТема: « ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА СВОЕГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА»( на изучение темы отводится 2 урока) Урок подготовила и провела:Полещук Ирина Николаевна учитель географии МОКУ Малиновской СОШ отделение №2 Тема: « ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА СВОЕГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА» Цели и задачи: Сформировать систему комплексных знаний об особенностях климата своего населенного пункта, о влиянии климата и погоды на природу и жизнь человека.Развивать, углублять и конкретизировать знания, умения учащихся, полученные при изучении основных курсов географии.Развивать познавательный интерес к изучению своей «малой родины».Способствовать нравственному воспитанию учащихся – патриотическому, экологическому, эстетическому и пр. Оборудование: - атлас Амурской области, - календари наблюдения за погодой, - рабочая тетрадь, Ход урока:Организационный момент. Приветствие, настрой на работу.Изучение новой темы. Практическая работа: « Обработка материалов наблюдений за погодой. Составление климатограммы для своего населенного пункта ».Закрепление ЗУН.Домашнее задание. Урок №1.Повторение основных понятий о климате из курса географии 6 класса.Что такое климат?Климатообразующие факторы.Высота полуденного солнца в дни солнцестояний и равноденствий. ( использовать формулу: h солнца = 90 °- φ ± δ , где φ – географическая широта места, δ – солнечное склонение)δ 21 марта и 23 сентября ( дни равноденствий) = 0 °δ 22 июня ( день летнего солнцестояния) = +23,5 °δ 22 декабря ( день зимнего солнцестояния) = - 23,5 °Пример расчета для г.Благовещенска, φ = 50°.22 июня высота Солнца 90 °- 50°+23,5°= 63,5°22 декабря высота Солнца 90 °- 50°-23,5°= 16,5°21 марта и 23 сентября высота Солнца 90 °- 50°±0°= 40° Задание для учащихся: «Рассчитать высоту полуденного солнца в дни солнцестояния и равноденствия для села Усть-Кивда».1.Определить географическую широту населенного пункта ( с.Усть-Кивда)2. По формуле рассчитать высоту полуденного солнца в дни солнцестояния и равноденствия с.Усть-Кивда географическая широта ( φ) – 49,5 ° с.ш.22 июня высота Солнца 90 °- 49.5 °+23,5°= 64°22 декабря высота Солнца 90 °- 49,5 °-23,5°= 17°21 марта и 23 сентября высота Солнца 90 °- 49,5 °±0°= 40,5° Урок № 2. Особенности климата местности. ( продолжение)Практическая работа.Тема: Обработка материалов наблюдений за погодой. Составление климатограммы для своего населенного пункта.Цель работы: формирование умений наблюдать погоду, обрабатывать материалы этих наблюдений, делать выводы о состоянии погоды, давать описание погоды.Оборудование: (метеорологические приборы (какие есть в наличии; обязательны термометры; флюгер можно сделать самим; желателен барометр). Требуются также: календарь погоды учащегося, данные о средних температурах и количестве осадков по месяцам для своего населенного пункта; рабочая тетрадь, цветные карандаши, линейка. Учащиеся работают в рабочей тетради стр. 5 - 7 Задание 1. Задание 2: Построение графика изменения высоты солнца в дни солнцестояния и равноденствия для села Усть-Кивда Используя календари наблюдения за погодой ( по географии каждый ученик ведет дневник наблюдений за погодой), высчитывают среднемесячную температуру воздуха, а затем начинает построение графика хода температур. Январь -27°С Февраль -22°С Март -12°С Апрель 2°С Май 10°С Июнь 17°С Июль 21°С Август 19°С Сентябрь 12°С Октябрь 2°С Ноябрь -12°С Декабрь -23°С Задание 3. Построение столбиковой диаграммы годового количества осадков. По статистическим данным учащиеся строят столбиковые диаграммы. Январь 7мм Февраль 7мм Март 18мм Апрель 27мм Май 40мм Июнь 85мм Июль 106мм Август 101мм Сентябрь 66мм Октябрь 21мм Ноябрь 15мм Декабрь 14мм «Роза ветров» для с.Усть-Кивда С В З Ю С-В Ю-В Ю-З С-З Вывод: Преобладающие ветры - это ветры северо-западного направления. Проблема: 1. Проанализируйте «Розу ветров» и объясните, правильно ли размещена котельная села. Почему? 2. Зная преобладающий ветер, где по вашему мнению нужно было разместить котельную села? Закрепление ЗУН. Итог урока:Оценки: Домашнее задание: Записи в тетрадях, ОПИСАТЬ ПОГОДУ ОДНОГО ДНЯ. Викторина«Живые предсказатели погоды»1. Змееподобная рыба, обитающая в заболоченных стоячих водах или в заводях рек. За сутки до грозы она проявляет беспокойство, мечется, быстро всплывая на поверхность и так же быстро погружаясь на дно.2. Перепончатокрылое насекомое, живущее рядом с человеком. Если оно не покидает свой дом, то в ближайшее время жди грозу. Если насекомое вылетает из домика, но далеко не удаляется от него — жди дождя.3. Хищное перепончатокрылое насекомое. В облачную погоду занимает выжидательную позицию, не особенно удаляясь от своего жилища. При приближении ненастья сразу же прячется под крышу.4. Насекомые-строители, живущие огромными колониями. Перед дождем они начинают суетиться, а при приближении ливней и гроз спешно переносят свои куколки.5. Четвероногое домашнее млекопитающее. Если животное усиленно роет почву или катается по земле — быть дождю или снегу. Перед большими холодами оно сворачивается калачиком и спокойно лежит. Если в летнее время эти животные много спят и мало едят, значит, скоро будет дождь.6. Хищная рыба. За сутки до наступления ненастья перестает брать даже самую вкусную приманку и уходит отлеживаться в глубь омута.7. Земноводное. Если оно прыгает по суше — быть дождю. Если держится на поверхности воды, выставляя мордочку наружу, и издает звуки — это к затяжному ненастью.Ответ: 1. Вьюн. 2. Пчела.3. Оса. 4. Муравей. 5. Собака.6. Щука. 7. Лягушка.