Презентация по истории на тему Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века (8-10 класс)


Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века Автор: учитель истории и обществознания Лицея №10 имени Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Никитина Любовь Николаевна г.Клин 2009г. МОУ Лицей №10 имени Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru Цели урока: 1.ЗНАКОМСТВО С ОСОБЕННОСТЯМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА.2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С КАРТОЙ , ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ, АНАЛИЗИРОВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВАНИИ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ. 3.УСИЛИТЬ ВНИМАНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ПЛАН УРОКА 1.Территория России в первой половине XIX века.2. Состав населения.3. Социальная структура российского общества.4. Экономическое развитие России в первой половине XIX века. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ТЕРРИТОРИИ, ПРИСОЕДИНЕННЫЕ К РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА ГРУЗИЯ, СЕВЕРНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН, ДАГЕСТАН 1804-1813 гг.ФИНЛЯНДИЯ 1808-1809 гг.ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ 1814-1815 гг.БЕССАРАБИЯ ( до р.Прут)-1812 г. Россия к середине XIX в.-континентальная страна,6-я часть суши18 млн.кв.км.Разделена на 69 губернийГубернии- на 10-12 уездов Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ЗАДАНИЕВ первой половине XIX в. Население России увеличилось с 45 млн. чел. В 1815 г. до 69 млн. в 1851 г..Составьте схему роста населения России в первой половине XIX в. Во сколько раз увеличилось население России 1815 г. 1851 г. 45 млн. 69 млн. в 1,5 раза Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ РЕЛИГИЯ НАРОДЫ, ЕЕ ИСПОВЕДУЩИЕ ПравославиеКатолицизмПротестантизмИсламБуддизмЯзычество Русские, украинцы, белорусыПолякиЛатыши, эстонцыТатары, башкирыКалмыки, бурятыНароды Сибири, Дальнего Востока Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru Сословия РОССИИ в начале XIX В. ДВОРЯНСТВО 225 тыс. ( 1,07 %) ДУХОВЕНСТВОКУПЕЧЕСТВО 215 тыс. ( 1 %)119 тыс. (0,6 %) МЕЩАНСТВОКРЕСТЬЯНСТВО 750 тыс. ( 3.6 %)17950 тыс. (85,5 %) казачество 6% Привилегированное сословие владело землей и крепостными крестьянами, занимало гос. должности, освобождено от обязательной службы. ПРАВО НА САМОУПРАВЛЕНИЕ. БЫЛИ- ПОТОМСТВЕННЫМИ И ЛИЧНЫМИ. Привилегированное сословие; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Черное- монахи,Белое духовенство. Привилегированное сословие ; имели право вести торговлю .Купцы 1-й гильдии- крупную внутреннюю и внешнюю. 2-й гильдии- крупную внутреннюю3-й гильдии- мелкую торговлю. Непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность. Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие ; делилось на государственных(19 млн.) , удельных (1,7 млн.), крепостных (23,1 млн.). Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В I-Й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА ЗАДАНИЕ В чем проявился кризис феодально - крепостнического строяи что говорит о зарождении и развитии в России капиталистических отношений ? Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ПРЕДПРИЯТИЙ И ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТРУДА НА НИХ ГОД 1799 1825 1860 КОЛИЧЕСТВО 2094 5261 15338 ЧИСЛО РАБОЧИХ 81,8 ТЫС. 210,6 ТЫС. 565 ТЫС. ИЗ НИХ:КРЕПОСТНЫХВОЛЬНОНАЕМНЫХ 48,2 ТЫС.33,6 ТЫС. 96,1 ТЫС.114,5 ТЫС. 103 ТЫС. 462 ТЫС. ВЫВОД: В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОСНОВАННАЯ НА КРЕПОСТНОМ ТРУДЕ, НАХОДИЛАСЬ В КРИЗИСЕ. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru КЛАССИФИКАЦИЯ МАНУФАКТУР С РАЗДЕЛЕНИЕМ ИХ ПО ВЛАДЕЛЬЦАМ И ХАРАКТЕРУ ТРУДА НА НИХ ВЛАДЕЛЕЦ ХАРАКТЕР ТРУДА ГОСУДАРСТВО(казенная мануфактура) ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД(гос.крестьяне, работные) ПОМЕЩИК(ВОТЧИННЫЕ МАНУФАКТУРЫ) ТРУД КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН (ПОСЕССИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ) КУПЕЦКРЕСТЬЯНИН(ДАЖЕ КРЕПОСТНОЙ) ПОДНЕВОЛЬНЫЕ И ВОЛЬНОНАЕМНЫЕТОЛЬКО ВОЛЬНОНАЕМНЫЕ Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru В первой половине XIX в. в России продолжался рост мелкотоварного ремесла, развитие крестьянских промыслов. Ремесло постепенно меняло свой характер. Теперь ремесленники были тесно связаны с мануфактурами, а позднееи с фабриками, что позволяет говорить о егокапиталистическом характере.НО:КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ НЕ РАЗВИВАЛОСЬ, ПОТОМУ ЧТО СУЩЕСТВОВАЛО КРЕПОСТНОЕ ПРАВО И НА МАНУФАКТУРАХ ПРИМЕНЯЛСЯ ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ ЭФФЕКТИВНЫЙ. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru В 30-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Его развитие сдерживалось слабым развитием кредита (создание частных кредитных банков запрещалось, а казенные банки кредитовали в первую очередь дворян под залог имений), практическим отсутствием рынка свободной рабочей силы. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru Сельское хозяйство Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru Экстенсивный путь развитияПРИРОСТ ПРОДУКЦИИ ПРОИСХОДИЛ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОСЕВОВ (за I пол. XIX в. посевные площади увеличились в 1,5 р.) ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНОВ СПОСОБСТВОВАЛА РАЗВИТИЮ ТОВАРНО- ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНЕ. «КАПИТАЛИСТЫЕ» КРЕСТЬЯНЕ, ЗАНИМАВШИЕСЯ ТОРГОВЛЕЙ, РОСТОВЩИЧЕСТВОМ,ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ (МОРОЗОВЫ, БАХРУШИНЫ И ДР.)ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАРЩИНА МЕСЯЧИНА ОБРОК (возрос в 2,5-3,5 р.) Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ СТР. 691 ГРУППА. ИЗ УКАЗА НИКОЛАЯ I ОБ «ОБЯЗАННЫХ» КРЕСТЬЯНАХ.2 ГРУППА. ИЗ РАБОТЫ НАЕМНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО У.КАРПОВИЧА О КРЕСТЬЯНСКИХ РАБОТАХ.3-4 ГРУППЫ. ИЗ СТАТЬИ ПОМЕЩИКА А. И. КОШЕЛЕВА О ВЫГОДЕ ВОЛЬНОНАЕМНОГО ТРУДА. 1847г.???ответьте на вопросы к документам на стр.70 Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ГОРОДА, ТОРГОВЛЯ , ПУТИ СООБЩЕНИЯ ПРОТЕКЦИОНИЗМПОЛИТИКА ПОКРОВИТЕЛЬСТВА ОТЕЧЕСТВЕННЫМ КУПЦАМ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ, ОГРАЖДЕНИЕ ИХ ОТ ИНОСТРАННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. МЕРКАНТИЛИЗМПОЛИТИКА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕГ В СТРАНЕ. ПОВЫШЕНИЕ ЭКСПОРТА НАД ИМПОРТОМ ИЛИ ПУТЕМ ПРЯМОГО ЗАПРЕТА ВЫВОЗИТЬ ДЕНЬГИ ИЗ СТРАНЫ. ??? Какие товары составляли импорт и экспорт в России? Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ЗА ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I ЕЖЕГОДНЫЕ ОБОРОТЫ УВЕЛИЧИЛИСЬ С 67 МЛН. РУБ. СЕРЕБРОМ ДО 94 МЛН. РУБ. УВЕЛИЧИВАЛСЯ РАЗМЕР ПОСТАВЛЯЕМЫХ В РОССИЮ МАШИН И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ.СОКРАЩАЛСЯ ВЫВОЗ ИЗ РОССИИ МЕТАЛЛА И ЛЬНЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ.УВЕЛИЧИВАЛСЯ ОБЪЕМ ВЫВОЗА ХЛЕБА. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru 2 4 3 1 1- РОСТОВ ЯРОСЛАВСКИЙ 2- НИЖНИЙ НОВГОРОД 3- КУРСК 4- КИЕВ Российские ярмарки. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru КАК ИЗМЕНЕНИЛСЯ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКИ ? Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ВОДНЫЕ КАНАЛЫ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА КАНАЛ ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ КАКИЕ РЕКИ СОЕДИНЕНИЯ Мариинская система каналов 1810 г. Волга-Белое озеро-Нева Тихвинский водный путь 1810-е гг. Волга- Молога- каналы в обход Ладожского озера-Нева Березинская система каналов 1805 г. Днепр- Западная Двина Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru Увеличение протяженности шоссейных дорог В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. НАЧАЛИ СТРОИТЬ ШОССЕЙНЫЕ ДОРОГИ.С 367 ВЕРСТ ОНИ УВЕЛИЧИЛИСЬ ДО 8515 ВЕРСТ Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. ГОД ДОРОГА ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ 1837 г. Между Петербургом и Царским Селом Не имела практического значения 1843- 1851гг. Петербургско- Московская железная дорога Огромное экономическое значение СООТВЕТСТВОВАЛА ЛИ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ? Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ВЫВОД: В России также как и в других странах, распространяются капиталистические формы хозяйства.Растущее отставание России от ведущих мировых держав указывало на острую необходимость социально-политических изменений в стране. Промышленный переворот, на фоне которого развивалась экономика в первой половине XIX века, делал очевидной тормозящую роль крепостного права для дальнейшего развития страны. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru Характерные черты Страна аграрная9/ 10 - крестьяне Экстенсивное развитие с∕ х. Развитие мелкой крестьянской промышленности 30-50-е гг. – начало промышленного переворота Рост городов.Строительство железных дорог Расширение внутренних и внешних связей Кризис крепостнического хозяйства Падение производительности труда Рост задолженности помещиков (65 % поместий- заложено) Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ПРОВЕРЬ СЕБЯ: ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ Переход от ручного труда к машинному, и соответственно, от мануфактуры к фабрике. КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ Богатые крестьяне, имеющие крупный капитал МЕСЯЧИНА Разновидность барщины. Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать только на его земле ПОСЕССИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ ЧАСТНЫМ ЛИЦОМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА. БУРЖУАЗИЯ ВЛАДЕЛЬЦЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХПРЕДПРИЯТИЙ,МАНУФАКТУР, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ТРУД НАЕМНЫХ РАБОЧИХ. ПРОЛЕТАРИАТ КЛАСС НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ, ЛИШЕННЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА, ПРОДАЮЩИХ СВОЮ РАБОЧУЮ СИЛУ. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru 須"࿟gj࿲࿳ྡ須"࿟jk࿲࿳ྡྷ須"࿟kr࿲࿳ྣ須"࿟rs࿲࿳ྤ須"࿟suྦшǔːϰԐ Домашнее задание Написать эссе на тему:« Итоги социально- экономического развития России в первой половине XIX века». Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru Словарь ПОСЕССИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ ЧАСТНЫМ ЛИЦОМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА. Государство давало владельцам землю, рудники, крестьян (посессионных) МЕСЯЧИНАРазновидность барщины.Помещик отбирал у крестьян их наделы, заставляя работать только на его земле. За это он выдавал им месячное содержание продовольствием и одеждой. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТПереход от ручного труда к машинному, и соответственно, от мануфактуры к фабрике. Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью. КРЕДИТОтношения возникающие при передаче одним лицом денежных средств или иных ценностей другом лицу, с обязательством возвратить их через определенный срок с вознаграждением кредитора (процентами). Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕБогатые крестьяне, имеющие крупный капитал. ВОТЧИННАЯ МАНУФАКТУРАВ России XVIII – первой половине XIX в. мануфактура, создаваемая помещиком, эксплуатирующим труд крепостных рабочих и, как правило, собственное сельскохозяйственное сырье. Особое развитие получила в полотняной промышленности и винокурении. СОСЛОВИЕГруппы людей с одинаковыми правами и обязанностями Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru КАПИТАЛИЗМ- ОБЩЕСТВЕННО –ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ,ОСНОВАННЫЙ НА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ БУРЖУАЗИИ НАСРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА(ЗАВОДЫ, МАШИНЫ,ОБОРУДОВАНИЕ) И НА ЭКСПЛУАТАЦИИ НАЕМНОГО ТРУДА.МАНУФАКТУРА -ПРЕДПРИЯТИЕ,ОСНОВАННОЕ НА РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА И НА РУЧНОЙ РЕМЕСЛЕННОЙ ТЕХНИКИ.БУРЖУАЗИЯ- ВЛАДЕЛЬЦЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХПРЕДПРИЯТИЙ,МАНУФАКТУР, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ТРУД НАЕМНЫХ РАБОЧИХ.ПРОЛЕТАРИАТ- КЛАСС НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ, ЛИШЕННЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА, ПРОДАЮЩИХ СВОЮ РАБОЧУЮ СИЛУ И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ БУРЖУАЗИЕЙ.ФАБРИКАКрупное предприятие, основанное на применении машин и разделения труда. Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru ЗАДАНИЕ: 1.Из конторского документа имений М.С. Воронцова:«Богатые крестьяне Яков Бочков и Никонов арендовали у помещика в 1828 г. Для пастбища овец земли на 2400 руб., крестьяне Гаврила Бельмесов и Семериков тоже арендовали для пастбищ овец на 1600 руб.они же занимались скупкой и продажей земли».2.Из описания имения Спасское помещиков Гагариных:«Зажиточные крестьяне за аренду 33 мельниц платили 23400 руб.В 1856 г. Некоторые крестьяне имения содержали 22 ткацких заведения, по 7-13 станков в каждом».О КАКИХ ЯВЛЕНИЯХ В ЖИЗНИ ПОМЕЩИЧЬИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ДОКУМЕНТЫ? Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru