Материал выступления на районной педагогической конференции Современный образовательный процесс: теория и практика


Районная конференция«Современный образовательный процесс:теория и практика»ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:теория и практикаНиканорова И.Н.зам. заведующегоМДОУ «Детский сад «Солнышко» 30 марта 2017 «Рискнуть попробовать»"Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать». Блиц опросБлиц опрос – это серия вопросов, на которые отводится (или не отводится) маленькое количество времени.ФГОС ДО ОВЗ ЗПР ОНР ТНР инклюзия тьютор ПМПК АООПАОП СИПРнавигация «Инклюзивное образование (что?, зачем?, почему?, как?, для кого?.....)»Демографическая ситуация в РоссииЗа период с 1995 г. по 2015 г. численность детей подросткового возраста (10 -17 лет) уменьшилась на 43,1%. При этом число детей старшего подросткового возраста уменьшилось еще более значительно - на 53,5% В структуре населения России доля детей снизилась с 30% до 18%  Сохранение жизни и здоровья приказ Минздравсоцразвития России от 25 августа 2008 г. № 443 Забота о сохранение жизни и здоровья новорожденных с очень низкой массой тел (ОНМТ) и экстремально низкой массой тела (ЭНМТ) привела к принятию на государственном уровне решения о широком внедрении современных технологий выхаживания таких детей. По данным ЦМЗ РАМН РФ, доля недоношенных в общей популяции новорожденных - 5-10%. Из числа недоношенных глубоко недоношенные составляют от 10 до 20%. Стоимость выхаживания ребенка с НМТ - 200 тыс. руб. Стоимость выхаживания ребенка ОНМТ до 1 кг., ЭНМТ от 1 до 1,5 кг. в первые 45 суток - 270-280 тыс. руб. 3 месяца выхаживания ребенка с ЭНМТ или ОНМТ - 500 тыс.руб. Социальные последствия болезни:Нарушение строения органов и системОтклонения психического развитияОсобенности физического развития Изменение социальной ситуации развития В.В. ПутинИз выступления на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014«150 школ коррекционных закрыто за последнее время. Безусловно, закрытие коррекционных школ, если, оно происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования. Этого, к сожалению, нет».«Инклюзивное образование крайне важно для всех членов общества – и для людей с ограниченными возможностями здоровья и для детей, у которых нет проблем со здоровьем». Документы- Принятая в 2000 году Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) определяет инклюзивное образование как фундаментальную стратегию для развития систем образования стран мира. Инклюзивное образование рассматривается как ступенька к инклюзивному обществу и предполагает обучение в течение всей жизни.- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел III, п.4 «Развитие образования» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666)- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 года, приказ № 271)- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р) - «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599) - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья. Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ. Глоссарий Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети – инвалиды - граждане до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к условиям получения образования определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки. В стандарте для каждого уровня определены особенности реализации ФГОС; учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; использование разнообразных организационных форм обучения и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также сроки освоения образовательной программы АООП - адаптированная основная общеобразовательная программаАОП - Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.).Абилитационная работа - система медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде.СИПР- специальная индивидуальная программа развитияПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссияПМПк - психолого-медико-педагогический консилиумИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидаИнклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.    Дети с ОВЗ Нуждаются в комплексном подходе и обучении по адаптированным программам - Дети с нарушением слуха - Дети с нарушением зрения- Дети с нарушением интеллекта- Дети с нарушением развития речи- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата- Дети с нарушениями поведения и общения  Организация образовательного процессаЦель: – коррекция нарушений - возможность усвоения программы на разном уровне - личностно-ориентированная модель  Ключевые характеристики необходимые для инклюзивного образования в ДООСистема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Новый педагог, обладающий знаниями коррекционной педагогики Коррекционно-развивающая, сенсорно-активная дошкольная инфраструктура Методы, приемы, технологии, позволяющие удовлетворить все образовательные потребности интегрированных детей Что инклюзия даёт ребёнку с ОВЗ? -адаптация в обществе (ребёнок приспосабливается к нормам и правилам поведения, идет социальное познание)-ребёнок становится частью общества (он учиться работать в коллективном режиме, взаимодействуя с людьми и тем самым удовлетворяя экзистенциальные и социальные потребности, т.е необходимость в безопасности и общении)-самостоятельность и внимание (использование такого вида деятельности, как игра помогает ребёнку сосредотачиваться на чем-либо и в некоторых ситуациях брать инициативу в свои руки)-формируется сознание ребенка-самореализация (ребёнок выявляет и осуществляет свои возможности, которые позволяют максимально полно реализовать творческий потенциал) Что имеем на практике12 детей имеют статус ОВЗ(в т.ч. 3 инвалида)из них: 8 – посещают детский сад:1 младшая группа - 1средняя - 1старшая - 3подготовительная - 34 – приходят на занятия с логопедом и психологомТНР – 5 детейЗПР – 4 ребенкаНОДА – 3 ребенка2 группы комбинированной направленности На основании чего строим работу:ООПАООПАОППриказ Департамента образования (Перечень мероприятий по психолого-педагогической реабилитации)Приказ Управления образования (о назначении исполнителя перечня мероприятий…)Приказ образовательной организации (о назначении ответственных…)Заключение БУ ВО «Областной центр ППМСП»ИПРАИ (карта реабилитации инвалида)индивидуальная карта развития ребенка (маршрут) Воспитатели – ООП, АООП, индивидуальная карта, тетрадь занятийлогопед, психолог – диагностика, коррекцияподготовительная и старшая группа охвачены кружковой работойработа с родителями детей с ОВЗ и вовлечение их в конкурсы…провели педсовет по инклюзииодно из заседаний образовательного центра для родителей было посвящено теме инклюзии Спасибо за внимание!