Презентация Современные подходы к работе по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха за рубежом


Подготовила: Ладова Е.В.гр.3ф-209-102-3-1МгСовременные подходы к работе по развитию слухового восприятия у детей с недостатками слуха за рубежом. Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в XVI веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”. Во второй половине XVIII века в Англии, Германии, Австрии, Франции создаются первые школы, а в России, после призренческих учреждений, куда отправляли глухих, стали появляться воспитательные дома, в которых оформилась система приютского воспитания глухих детей. Во второй половине XX века в Европе, США и других странах стали развиваться интеграционные идеи, почвой которых стал ощутимый прогресс в области слухопротезирования, создания системы раннего выявления, ранней педагогической помощи детям с нарушением слуха, что привело к включению немалого числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего типа, сокращению числа школ для глухих детей. В связи с этим начали появляться новые подходы в обучении детей с нарушением слуха, ведущими из которых стали тенденция интеграции и система билингвистического подхода. Билингвистический подход является весьма популярной системой обучения за рубежом. Билингвизм уже стал государственной системой в Скандинавии, а в Великобритании половина школ глухих обучаются в рамках билингвистической системы. Его применяют многие школы Австралии и Тихоокеанского региона, в Африке, а также в ряде школ США, Канады, в Голландии, Германии, Бельгии, Швейцарии и Эстонии. Штайнеровская педагогика представляет собой воплощение гуманистического подхода в воспитании и обучении, целью которой является рождение творчески мыслящего, разносторонне образованного, социально активного человека. Штайнеровская педагогика, была названа так в честь своего основателя Рудольфа Штайнера. Первая школа была открыта в 1919 и предназначалась для детей сотрудников фабрики "Вальдорф — Астория" в Штутгарте (Германия), поэтому эта педагогика стала еще называться Вальдорфской. Более чем в 60 странах мира работает около 700 школ, 1200 детских садов, 320 лечебно-педагогических центров — для детей с проблемами, открыто более 100 институтов по подготовке воспитателей и педагогов для штайнеровской школы. Структура штайнеровской педагогики состоит из 12 классов общеобразовательной программы, в которой отличительной особенностью является возможность развития способностей без ранней специализации, что дает хорошие предпосылки в правильном выборе профессии. Подготовкой к лицейскому образованию занимается 13-ый класс, а подготовительный класс направлен на оздоровление будущих школьников. В первые годы обучение и воспитание носят подчеркнуто практически-деятельностный характер (рукоделие, ручной труд, живопись; технический ручной труд, домоводство, оказание первой помощи, эвритмия, живопись, рисование и лепка, а также образное обучение). Большую роль на протяжении всего процесса обучения и воспитания играет искусство (музыка, изобразительное искусство, эвритмия, искусствоведение) как особая форма духовно-практической деятельности. Таким образом, Вальдорфская школа представляет интерес для сурдопедагогики вследствие общности целей, задач, методов обучения. Долгое время диагноз "глухота" ставил непреодолимый барьер между человеком и полноценной жизнью в обществе. Но возникновение и развитие кохлеарной имплантации открыло прежде глухому человеку дверь в мир звуков и общество слышащих. Истоки кохлеарной имплантации берут свое начало с XVIII века, когда исследования ученых (Вольта, Риттер, Бреннер, Волхов, Андреев, Гершуни) показали, что при электрической стимуляции органа слуха у человека возникают звуковые ощущения. На основе этих исследований стали создаваться электрические протезы для глухих людей. Сегодня роль протеза выполняет многоэлектродная система, которая хирургическим путем вживляется во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва. В свою очередь достижения в области слухопротезировании сделали актуальной проблему оказания педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста. Современные КИ обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха, что позволяет включать таких детей в массовые образовательные учреждения. Первый этап включает в себя аудиологическое, рентгенологическое, сурдопедагогическое и психологическое обследование. Важной задачей данного этапа является отбор кандидатов на КИ. С точки зрения перспективности использования КИ, существует деление на постлингвальных пациентов – это взрослые, подростки и дети, потерявшие слух после овладения речью (данная категория считается высокоперспективной, так как обучение пониманию речи с помощью КИ происходит в течение 1- 3 месяцев) и долингвальных – это пациенты, в основном дети, потерявшие слух до овладения речью, где перспективность определяется в зависимости от возраста, наличия слухового опыта и других факторов. Для всех кандидатов на КИ сущетствуют критерии отбора, а также противопоказания к КИ, среди них: полная или частичная оссификация улитки, ретрокохлеарная патология слуховой системы, повреждение слухового нерва, соматические и психические заболевания препятствующие проведении операции и отсутствие мотивации для слухоречевой реабилитации. На втором этапе выполняется операция, которая идет под общим наркозом и занимает в среднем 2-3 часа. Подключение, программирование и настройку КИ производят после полного заживления послеоперационного разреза. На данном этапе важно подготовить ребенка к включению аппарата и появлению новых слуховых ощущений.Содержание и длительность третьего этапа зависят от возраста пациента, возраста потери слуха, интервала времени между потерей слуха и кохлеарной имплантацией, а также индивидуальных особенностей пациентов. И. В. Королева [10] включает в слухоречевую реабилитацию следующие компоненты:точную настройку КИ,развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью КИ,развитие и коррекцию устной речи (у ранооглохших пациентов),развитие языковой системы (у детей, потерявших слух до овладения речью),развитие коммуникативных навыков (у ранооглохших детей и подростков),развитие мышления, эмоционально-волевой сферы и др.психологическая работа с пациентом и его близкими.Успех слухоречевой реабилитации пациента с КИ зависит от усилий и слаженного взаимодействия многих специалистов медицинского, педагогического и психологического профиля, а также родителей и близких. Таким образом, благодаря техническому прогрессу, ранней диагностики нарушений слуха, интенсивной разработке методов слухоречевой реабилитации с использованием последних достижений в области слухопротезирования возрастает число кохлеарноимплантированных детей. Современные кохлеарные импланты обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха. Актуальной становится проблема оказания педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, а также разработка моделей включения таких детей в массовые образовательные учреждения. К концу ХХ столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) реализовался принцип интегрированного подхода - предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. В 1994 году происходит распространение декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, способствующих "включающему образованию" (Испания, г. Саламанка). Таким образом, на смену понятию "интеграция" приходит понятие "включение". Здесь уже речь идет не о механическом объединении в одном классе детей с обычным и особым развитием, а о принятии, равноправии и полноценном участии всех категорий учащихся. Кроме этого, нарушения слуха иногда можно компенсировать хирургическим или медицинским путем. Однако в большинстве случаев единственное средство компенсации – слуховые аппараты. Это особенно касается сенсоневральных нарушений слуха (когда повреждается внутреннее ухо). Но нельзя забывать, что они не могут восстановить нормальный слух, а служат лишь для улучшения слуха во всех ситуациях, позволяя человеку жить более полноценной жизнью. На основе проведенного обзора научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:1. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.2. На разных исторических этапах развития сурдопедагогики отношение к людям с нарушением слуха, и в целом к глухоте менялось. В эпоху Средневековья, с церковной точки зрения, глухота рассматривалась как наказание. Интерес же к глухоте, как к заболеванию, а также развитие сурдопедагогической теории и практики началось в эпоху Возрождения. 3. С развитием науки, достижениями в области медицины, демократическими и гуманистическими тенденциями в современной отечественной сурдопедагогике появились альтернативные подходы, различные по философским и методологическим концепциям, базирующиеся на различном понимании целей и методов обучения детей с нарушением слуха.4. Мировой опыт позитивным образом отразился на отечественной сурдопедагогике и способствовал пересмотру традиционной системы обучения. На сегодняшний день в современной сурдопедагогике существует множество подходов, различных по философским и методологическим концепциям. Создание и развитие новых типов учреждений позволяет успешно реализовывать инновационные идеи в обучении, воспитании, реабилитации и социализации детей с нарушением слуха. 5. Согласно личностно-деятельностному подходу сущность педагогического процесса в современной школе для детей с нарушениями слуха заключается во всестороннем гармоническом развитии личности на различных возрастных этапах и направленности на свободное и творческое самоопределение индивидуальности.6. Интегрированное обучение достигается за счет целенаправленного формирования интегративных свойств и качеств личности как важнейших психологических компонентов этого явления. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и общеобразовательного специального образования и их адекватного взаимодействия.7. Верботональная система, направленная на диагностику и реабилитацию детей с нарушением слуха и речи, является важным средством в процессе интеграции детей в общество. 8. Вальдорфская школа представляет интерес для сурдопедагогики вследствие общности целей, задач, методов обучения. Первые шаги в освоении богатого опыта штайнеровской педагогики весьма перспективны.9. Достижения в кохлеарной имплантации обусловили высокий уровень абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, что помогло расширить возможности социальной интеграции за счет более ранней коррекции недостатков слуха и речи.10. Инклюзивное образование, цель которого отказ от дискриминации лиц с ограниченными потребностями и создание условий совместного обучения различных категорий детей является перспективным направлением в развитии образования детей с нарушением слух. Особое место в жизни не слышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. Для не слышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии. Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для не слышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора. Разработаны и используются в практике коррекционно-педагогической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др. Таким образом, планирование и диагностика результатов обучения по развитию слухового восприятия являются необходимыми условиями эффективности работы. Литература:1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух.- М., 1990. 2. Белътюкова В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению.- М., 1960. 3. Белътюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.- М., 1977. 4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети.- М., 1963. 5. Власова Т. М., ПфафенродтА. Н. Фонетическая ритмика.- М., 1989. 6. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова.- М., 1981, 1987. 7. КузъмичеваЕ.П. Разъштие речевого слуха у глухих.-М.,1983. 8. Кузъмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.- М., 1991. 9. Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих.- М., 2901981. 10.Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей.- М., 1961. 11.Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. Я. Яшковой.- М., 1971. Спасибо за внимание!