Презентация на заседание МО классных руководителей Конфликтологическая компетентность классного руководителя


«КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ классного руководителя».Выполнила руководитель М/классных руководителей Шупикова Ирина Дмитриевна В настоящее время особое внимание уделяется работе классного руководителя общеобразовательной школы. В качестве важных составляющих его профессионализма определяют: 1. готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов в педагогической сфере;2. умение вести диалог;3. находить оптимальные решения по возникшим противоречиям. В этой связи важным ресурсом преодоления актуальных проблем современной школы является формирование конфликтологической компетентности классного руководителя как необходимой составляющей его педагогического профессионализма. . Актуальность проблемы исследования обусловлена недостаточной научно-теоретической разработанностью проблемы конфликтологической компетентности классного руководителя в научной литературе, неудовлетворенностью конфликтологической подготовкой педагогических работников. Сложилось реальное противоречие между требованиями по совершенствованию качества работы общеобразовательного учреждения и профессиональной подготовленностью классного руководителя. В этой связи актуализируется необходимость преодоления разрыва между: • имеющимся и требуемым уровнем конфликтологической компетентности классного руководителя общеобразовательного учреждения; • недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения конфликтологической подготовки классного руководителя и необходимостью конфликтологических знаний. В настоящее время отечественньми учеными применяется компетентностный подход к осмыслению сущности профессионализма педагога. Это позволяет комплексно изучить актуальные составляющие профессионально-педагогической компетентности специалистов современной школы (A.B. Баранников, A.C. Белкин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.М. Новиков, A.B. Хуторской, С.Н. Чистякова, С.Е. Шишов и др.). В коллективе образовательного учреждения существуют ряд проблем, которые способствуют усилению напряженности и могут быть сформулированы следующим образом:1. «синдром профессионального выгорания у педагогов2. состав педагогов представлен большей частью женщинами3. болезненная реакция педагогов на процедуру оценки своих личностных данных4. личностная тревожность педагогов, в силу чего они склонны драматизировать события и впадать в глухую психологическую зависимость. Конфликтологическая компетентность классного руководителя может быть представлена как составляющая его человеческой готовности к упреждению и конструктивному разрешению конфликтов. Имеющих место в классном коллективе образовательного учреждения.Содержание его конфликтологической компетентности включает систему следующих составляющих:1. конфликтологические знания по упреждению и разрешению конфликтов.2.конфликтологические умения по упреждению и разрешению конфликтов.3. личный опыт результативного и эффективного применения знаний и умений по упреждению конфликтов в педагогической деятельности. Для результативной педагогической деятельности классному руководителю важно владеть теоретическими основами конфликтологии, которые включают:1. определение сути конфликта2. выявление причин педагогических конфликтов3. структуру и динамику конфликта4. знание тактик и стратегий поведения в конфликте5. технологий упреждения и конструктивного разрешения конфликтов. это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликта, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Конфликтология - Конфликтологическая компетенция - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Конфликтологическая компетеннтность подразумевает не только способность выполнять трудовые функции в конфликтогенной среде, но и преобразовывать её для успешного решения педагогических задач. Современные взгляды на проблему конфликта: Конфликт - это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта от конфликтов сводится к следующему: продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение - к адаптации, а адаптация - к выживанию. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определенных условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого. Что нельзя делать педагогу в конфликтной ситуации?отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать качества личности ребенка, а давать оценку только действиям (но не общую оценку по конкретному поводу);обращать внимание на национальные особенности детей ;оскорблять детей;прилюдно обсуждать родителей ребенка; исравнивать детей (у каждого есть положительные и отрицательные качества);унижать достоинство ребенка. СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!!!!!