Презентация: Организация психокоррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях


Организация психокоррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Покида Юлия Александровна,МКОУ школа «Надежда» г. Коломна Проблема агрессивного поведения интересовала многих ученых, психологов, родителей во все времена и является актуальной и в настоящее время.Вопросы агрессии в современном обществе связаны с профилактикой насилия и экстремизма в социуме. Так, решая эту задачу, можно предполагать о развитии общества в традициях общечеловеческой культуры, Особую группу риска в развитии агрессивных форм поведения составляют дети, у которых затруднены или нарушены по различным причинам самосознание и самоконтроль. В такую группу риска входят умственно отсталые дети. Гипотеза: проведение психокоррекции агрессивности для подростков с умственной отсталостью способствуют снижению уровня агрессивности. Предмет: изучение и коррекция агрессивного поведения. Объект: подростки с умственной отсталостью и их агрессивное поведение. Общая характеристика детей с умственной отсталостью К категории умственно отсталых относят лиц со стойким необратимым нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения коры головного мозга По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта (IQ) все формы умственной отсталости подразделяют на четыре степени глубины интеллектуального дефекта:1) легкую (IQ в пределах 40–69) (F70 поМКБ-10);2) умеренную (IQ в пределах 35–39) (F71);3)тяжелую (IQ в пределах 20–34) (F72);4) глубокую (IQ ниже 20) (F73). Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка (П.Я. Трошин, Л.С. Выготский). При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Э. Сеген, М. Монтессори, Э. Хейсерман). Психологическая диагностика и коррекция должны быть взаимодополняющими, а не исключающими друг друга процессами. В самой психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Сама психологическая диагностика содержит в себе коррекционные возможности.. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов должны особенностям возрастных характеристик ребенка, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений При проведении коррекционно-развивающих занятий важно пользоваться всеми принципами дидактики, но основными из них являются такие принципы как: 1) принцип повторяемости - на каждом занятии надо возвращаться к пройденному, чтобы отработать условные связи. 2) принцип адаптации – предполагает адаптацию речевого материала и видов учебной деятельности с познавательными возможностями ребенка. Для каждого ребёнка побирается индивидуальный материал и виды заданий.3) принцип наглядности – всё обучение проходит на наглядном материале (Виды наглядности должны соответствовать познавательной деятельности детей, сформированности их психических функций. На начальных этапах обучения у/о детям давать только объёмную наглядность Главное помнить: ребенок развивается и корригирует свои недостатки в деятельности, которая возникает в результате мотива, желания, потребности, продиктованные какой-то целью. Именно для достижения этой цели ребенок и начинает действовать сам и осмысленно относиться к своим действиям; и только тогда возможным становится формирование адекватного регулируемого поведения. Немало агрессивных поступков со стороны подростков возникает в результате эмоционально напряженных ситуаций. И задача взрослого — снизить этот уровень. Можно предложить некоторые способы для выплескивания агрессивных эмоций для подростков: можно порвать на мелкие кусочки простой лист бумаги или скомкать его – это существенно снизит уровень негативных эмоций;драчуну, который так и норовит кого-то стукнуть, можно предложить выбить коврик или отправить выколачивать подушки; полезно также и громко покричать — глубокое дыхание и громкий звук помогут освободиться даже от сильного стресса;любая значительная физическая нагрузка нормализует гормональный баланс в крови, а это также способствует снижению агрессии. Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессивности являются: семья, сверстники, та среда, в которой они находятся, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Поэтому необходимо продолжать более детальное рассмотрение данной темы на разных уровнях практической работы с подростками.Умственно отсталые дети с нарушением поведения нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия будут проводиться с детьми, начиная с дошкольного возраста, и потом в течение всего их взросления.