Специальная индивидуальная программа развития ребенка


Специальная индивидуальнаяпрограмма развития ребенка Школа - мастерская человечности Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе. Галилео Галилей Индивидуальная образовательная траектория Персональный путь реализации личностногопотенциала каждого ученика в образовании(Хуторской А.В., М.,2005)В качестве синонимов используются«вариативное обучение»«персонализированное обучение»«индивидуальный образовательный маршрут» Индивидуальный образовательный маршрут движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальныхособенностей развития. Индивидуальная образовательная программа документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках школы. В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Специальная Индивидуальная программа развития. Основная цель СИПР построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. СИПР документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Она реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения. СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся: Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети-инвалиды;3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики. Индивидуальный образовательный план корректируемая часть СИПР действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/ воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, полугодие). Особенности работы над СИПР Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители – полноправные участники работы над ИОП;Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, - четверть, полугодие)По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана)Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характерЗакреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы. Этап Шаги проектирования ИОП Содержание деятельности Подготовительный Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей Администрация школы - определяет, к какому учителю, и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; - если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество сетевое , привлечение волонтеров и т.д.); - Заключается договор с родителями.- проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье (см.ниже). Оценка требований ФГОС и ОП Изучение документации;Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д. Диагностический Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по-возможности - комплексно);- подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк.При необходимости – привлечение специалистов сетевое, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение временных границ реализации ИОП Четкое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках реализации ИОП Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты) Планирование форм реализации разделов ИОП Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы Реализация Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; -организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;- организация мониторинга эффективности коррекционной работы. Анализ и коррекция Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; - внесение корректив в ИОП Структура СИПР для ребенка с ОВЗ 1.Общие сведения о ребенке: 2.Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка. 3.Индивидуальный учебный план4.Содержание образования в условиях организации и семьи5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре6.перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР7.перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничестваорганизации и семьи обучающегося8.перечень необходимых технических средств и дидактических материалов9.средства мониторинга и оценки динамики обучения Нормативные документы: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901 -6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»Приказ Минобрнауки от 02.09.2013г. №1035 О признании не действующим на территории РФ письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978г. №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министрерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»Приказ от 10 декабря 2013г. №723 Министерство Труда и Социальной Защиты РФ об организации работы по межведомственному взаимодействию Федеральных Государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008г. №1315 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых ФГУ МСЭ, порядка их разработки и реализации. Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2013г. №1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»Приказ Министерства Образования науки и молодежной политики Забайкальского края №520 от 04.06.14г. «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственных и муниципальных образовательных организаций и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому» Локальные акты ОО: Договор на проведение образовательной деятельности -режим дня воспитанников- Положение о совместном психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк)- Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоенияадаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Положение о специальной индивидуальной программе развития.- Положение о разработке адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Положение об утверждении адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Локальные акты -Договор на проведение образовательной деятельности -режим дня воспитанников- Положение о совместном психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк)- Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоенияадаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Положение о специальной индивидуальной программе развития.- Положение о разработке адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Положение об утверждении адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5. В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекцииимеющихся отклонений в развитии. Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционныхзанятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. 6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. 7.Технологии, используемые в обучении ребенка: индивидуализация обучения игровые технологииинформационно-компьютерные технологии создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала 8. Программа формирования БУД должна содержать задачи подготовки ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий. Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося. 8. Содержание и отслеживание результатов обучения Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования ребенка в силу его психофизических способностей. В состав документа, разрабатываемого специалистами ПМПк, включая учителей, входят следующие разделы. 1.Общие сведения о ребенке и семье рекомендации ПМПК, учитель, специалисты сопровождения, цели на период, режим пребывания ребенка в ОУ.Предварительная (первоначальная) информация о ребенке и его семье может включать следующие направления. Содержание информации Возможная документация Психолого-педагогическое заключение о состоянии ребенка на момент поступления в школу;Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данном образовательном учреждении. Заключение ПМПКИндивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. Медицинская карта первоклассника Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. Психолого-педагогическая характеристика ребенка, дневник психолого-педагогического сопровождения Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе. Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей. Анкета Сведения о дополнительном образовании: Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий Анкета Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении: занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед, кинезотерапевт и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы. Анкета 2. Создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные оборудование 3. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; междисциплинарное взаимодействие. 4. Организация освоения образовательной программы Спасибо за внимание!