Презентация Психолого — педагогические рекомендации учителям по обучению мальчиков и девочек иностранному языку


Психолого - педагогические рекомендации учителям по обучению мальчиков и девочек в школеМинистерство образования и науки РФФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»Выполнила: Китова Е. С. студентка 3 курса 222 группыИшим, 2015 1. Актуальность проблемы2. Психологические особенности обучения мальчиков и девочек в школе:Особенности работы мозгаОсобенности восприятияМатематические способностиОсобенности речиНавыки чтения3. Рекомендации для взрослых4. Тест 5. Вывод Содержание: Актуальность проблемыСегодня школьное образование не ориентировано на учёт половых различий между мальчиками и девочками, что выражается в совместном обучении и содержательном единообразии учебного материала, не учитывающего индивидуальные, возрастные и половые особенности познавательных процессов. Наиболее важным является начальный этап обучения. От того, насколько требования школы будут адекватны возможностям мальчиков и девочек, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом. Однако современная система образования ориентирована на среднестатистического ученика и она полностью игнорирует психологические особенности мальчиков и девочек. Психологические особенности обучения мальчиков и девочек в школе При одной и той же школьной методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Это связано с половыми различиями и с особенностями работы полушарий мозга. Особенности работы мозга{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}МальчикиДевочки1. Передние ассоциативные отделы мозга – перцепция, высокая поисковая активность, гениальность. 1. Задние отделы мозга – академическое мышление, при обучении опираются на механическую память.2. Полушария имеют специализацию: правое используется для ориентации в пространстве, левое – для речевой деятельности. 2. Полушария имеют менее выраженную специализацию, что позволяет им работать совместно и дублировать друг друга. 3. Быстрее утомляются левополушарные процессы.3. Быстрее утомляются правополушарные процессы. {912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}Мальчики Девочки4. Мышление творческое, более активная самореализации в социуме.Межполушарных связей в 6 раз меньше: на занятии не могут заниматься несколькими делами одновременно, больше отклонений в умственном развитии, менее эмоциональны, быстрее переключаются с переживаний на продуктивную деятельность, болезненнее реагируют на активизацию различных видов мышления на занятии.4. Мышление более конкретно и прагматично. {912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}МальчикиДевочки5. Лучше развиты пространственные и математические способности.5. Лучше развиты вербальные способности, выше скорость речи.6. Ориентированы на деятельность, получение информации, соперничество. 6. Ориентированы на коммуникации, сопереживание, взаимопомощь.7. Позднее созревают, более агрессивны.7. Раньше достигают зрелости, более тревожны и менее независимы.8. Методы обучения: проведение научно-исследовательской работы, подготовка проектов, «переоткрытие» открытий и законов, экскурсии, экспедиции, лабораторные работы, поиск информации и т.д. 8. Методы обучения: академическое обучение: уроки, лекции, запоминание информации и т.д. В целом, мозг мальчиков и девочек развивается разными темпами: у мальчиков правое полушарие формируется быстрее,у девочек – левое. Особенности восприятия{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}МальчикиДевочки1. Острота слуха до 8 лет выше.1. Более чувствительны к шуму.2. Игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют всё предоставленное пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, залезают на шкаф.2. Игры чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой вещи и играют в ограниченном пространстве. Математические способностиразличия проявляются в 11-12 лет{912C8C85-51F0-491E-9774-3900AFEF0FD7}Мальчики Девочки 1. Легче справляются с геометрией (лучше развито пространственное мышление, способность к мысленным манипуляциям с геометрическими формами).1. Легче справляются с алгеброй (счёт, манипуляции с цифрами и формулами).2. Лучше решают задачи, требующие максимум новаторства и минимум совершенства решения.2. Лучше выполняют задачи стандартные и типовые, требующие минимум новаторства и максимум совершенства решения. Особенности речиДевочки не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после двух лет они более охотно разговаривают с другими детьми, их речь более правильная и сложная. Ещё до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Навыки чтения У девочек лучше результаты по навыкам чтения. Но различия в скорости чтения мальчиков и девочек неодинаковы для различных текстов: мальчики читают быстрее тексты о спорте, а девочки – о моде. Рекомендации для взрослыхНикогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка — сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). С кем сложнее – с мальчиками или с девочками? Влияет ли пол на характер? Предрассудков на эту тему существует множество, а между тем от правильных ответов на некоторые вопросы зависит очень многое в воспитании детей. Ответьте на вопросы так, как вы считаете нужным, а потом сравните ваши ответы (правда – неправда) с мнением людей, профессионально занимающихся детской психологией.тест Девочки послушней мальчиков?Девочки чаще защищают слабых?У мальчиков более аналитический склад ума?Мальчики амбициознее девочек?Мальчики более способны в точных науках?Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?Девочки охотнее делятся своими переживаниями?У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек – слуховая?Мальчики агрессивнее девочек?Мальчики лучше ориентируются на местности?Девочки пассивнее мальчиков?У девочек лучше развито чувство коллективизма?Девочки легче поддаются чужому влиянию?Мальчики более активны?Девочки более пугливы?У девочек чаще развивается комплекс неполноценности?Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики?У мальчиков более развита склонность к командованию?У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными заданиями? Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо больше послушна указаниям старших.Неправда. Нет никаких статистических данных, подтверждающих это.Неправда. Аналитический ум поровну поделен между полами.Неправда. Девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения, мальчиков приходится подталкивать к этому.Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.Неправда. Скорее мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, причем не только при жизни, но и до рождения.Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.Неправда. Все тесты показывают одинаковую слуховую и зрительную восприимчивость у обоих полов.Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.Правда. Подрастая, мальчики проявляют все большие способности в ориентации на местности.А теперь слово специалистам Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки – хоть и тише, но гораздо результативнее.Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки – в группы из 2-3 человек.Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по – разному, многое зависит от класса и от учителей.Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем. ВыводИ мальчики и девочки, конечно же, отличаются друг от друга не только генетически, не только биологически, но и по социально-психологическим параметрам. С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальностьА разные дети требуют с одной стороны, индивидуального подхода, учитывающего особенности их психики, с другой, – одинаково бережного отношения к личности ребёнка. Поэтому важно по-разному строить воспитание и обучение мальчиков и девочек.