Презентация Психолого-педагогические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе


Психологические особенности адаптации первоклассников к школе Афанасьева Т.М., методист ЦПМСС Красносельского районаВарламова Е.Н., методист ЦПМСС Красносельского районаСедунова И.С., зав. КРО ЦПМСС Красносельского района 17 октября 2016 года Термин «адаптация» ввел А.Уберт (немецкий психолог): «adaрtatio» (лат.) - прилаживание, приспособление Адаптация к школе – «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» ( Коломинский Я.Л.) Общевозрастные особенности развития и социализации младшего школьника Возраст - это определенная ступень развития, качественно особый его этап.Совокупность условий, определяющих особенности любого возраста: система требований, которые предъявляются к человеку, в данном случае, к ребенку; отношения, которые складываются у него со сверстниками и взрослыми; тип деятельности, которой он овладевает; различные стороны физического развития. Младший школьникОсновной вид деятельности – учебно-познавательная деятельность.На первый план все больше выдвигается результат деятельности, его оценка. На их основе вырабатывается самооценка: ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на это основе представить свое будущее. Изменение характера деятельности ДошкольникОсновной вид деятельности – игра.Результат – не самое главное. Важен сам процесс игры. Основные психические новообразования младшего школьного возраста - произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу всех остальных функций сознания – они интеллектуализируются и становятся произвольными. Основным видом мышления детей младшего школьного возраста является образное мышление. Однако познавательные возможности детей позволяют развивать у них и основы теоретических форм мышления.Младший школьный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Ребенок этого возраста уже может запоминать произвольно, сознательно пользоваться приемами запоминания. Личностная сфера Наиболее строгие требования предъявляются к тем качествам, которые в этой деятельности реализуются и обеспечивают ее успешное выполнение :добросовестность, аккуратность, ответственность, трудолюбие и др. У ребенка появляются непривычные обязанности, он должен подчиняться правилам дисциплины. Он начинает овладевать своими чувствами, может сдерживать свои действия. Теперь ребенок способен действовать не только под влиянием переживания, но и размышления.В этот период ребенок активно осваивает культурные навыки, возрастает его способность к самодисциплине и общению со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Сфера общения До поступления в школу ребенок имел относительно небольшой круг товарищей, преимущественно сверстников. Теперь он все чаще оказывается в кругу детей разного возраста, культурного уровня и поведения. Возникает стремление к кооперации, происходит обучение соревнованию и компромиссу. Возникают и новые виды общения. Появляются деловые контакты с учителями и одноклассниками, а также появляются близкие друзья – люди, помогающие удовлетворять потребности и избегать тревоги. Личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности Виды адаптации Академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни Социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу Три фазы адаптации 1 – острая фаза – генерализованная (обобщенная) реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Происходят разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, что может привести к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита. Эта «физиологическая буря» длится 2-3 недели. Три фазы адаптации 2 – подострая фаза - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то более или менее близкие к оптимальным варианты реакций на непривычное воздействие. В этой фазе, которая характеризуется в целом адекватным поведением ребенка, все еще могут регистрироваться сдвиги по отдельным параметрам;3 – относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования, то есть собственно адаптация. Такое относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5 – 6 неделе обучения. Три уровня адаптации детей к школе: хороший, достаточный, недостаточный. Хороший уровень адаптацииРебенок положительно относится к школе. Предъявляемые требования понимает и выполняет. Учебный материал усваивает легко, прилежен. Внимательно слушает указания учителя, выполняет поручения без постоянного контроля, охотно. С удовольствием работает самостоятельно, проявляет интерес к большинству учебных предметов. Не испытывает затруднений в контактах со взрослыми и детьми. Достаточный уровень адаптацииРебенок в основном положительно относится к школе. Понимает учебный материал, но результат зависит от заинтересованности в предмете. Выполняет задания, поручения, указания, но пока не всегда самостоятелен и нуждается контроле. Недостаточный уровень адаптации Ребенок относится к школе отрицательно или безразлично. Часто жалуется на нездоровье или плохое настроение. Может допускать нарушения дисциплины. Испытывает значительные затруднения в усвоении учебного материала. К самостоятельным занятиям не проявляет интереса. В выполнении домашних заданий требует постоянного контроля и помощи. Затрудняется в контактах со взрослыми и детьми. Категории детей, для которых можно прогнозировать проблемы в адаптации к школе Дети, получившие хорошее домашнее воспитание,могут иметь школьные трудности. Развитый интеллектуально, неплохо читающий и считающий, приходит ребенок в первый класс. Все уверены: проблем с учебой не будет! В то время, когда для многих учеба – огромный труд, хорошо подготовленный ребенок работает вполсилы.Проблема: долгожданные занятия не приносят радости, на уроках мало интересного, скучно. Решение: найдите способы поддерживать познавательные интересы ребенка. Например, для хорошо читающего ребенка совсем не сложно подготовить домашнее задание по чтению. Попробуйте, задавать ему на дом примерно 10 страниц из художественной литературы – и задавайте вопросы по содержанию, просите пересказать прочитанное. Недетсадовские дети Чаще всего это те, кто по состоянию здоровья не могли посещать детский сад. В этом случае подготовкой ребенка к школе занимались родители, которым приходилось больше заниматься здоровьем ребенка, а не его развитием.Трудности у таких детей вызывает все, что может привести к переутомлению: высокие требования в школе и дома, ощущение неуспеха или непонимания. Тогда ребенок становится вялым, сонливым или, наоборот, раздражительным, жалуется, что болит голова, живот. Помочь ослабленному ребенку – значит соотнести школьные нагрузки и его возможности. Выработайте индивидуальный темп выполнения заданий. Дети, с которыми дома не занимались Если в детский сад они не ходили, могут не соответствовать возрастному уровню развития. Часто у таких детей узкий кругозор, они практически не подготовлены к школе.Главная проблема: ребенок не усваивает школьную программу в обычном темпе, рискует попасть в неуспевающие.Важно, чтобы ребенок догнал сверстников в общем развитии. Стеснительные, застенчивые дети Часто они оказываются в таких ситуациях: учительница просит первоклассника ответить на вопрос, а тот смущается, опускает глаза и удрученно молчит. «Вот такой он у нас тихоня, - вздыхают родители. - Слова из него не вытянешь! Не знаем, что делать?!» Необходима поддержка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на детей только тогда, когда те делают что-то неправильно, а достижение и хорошие поступки ребенка остаются незамеченными. Старайтесь чаще хвалить и подбадривать ребенка. Застенчивый ребенок очень нуждается в успехе. Не менее важно научить ребенка свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания и чувства. Это лучше всего достигается в играх. Формы дезадаптации: 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Этострах родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо;опасения, что ребенок будет болеть, простужаться;ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.Причины, приводящие к неуспешности:недостаточная подготовленность ребенка к школе;тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов;завышенные ожидания родителей. 2. Уход от деятельности Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых 3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания. 4. Вербализм. У таких детей высокий уровень развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. 5. «Ребенок ленится» За этим может стоять снижение уровня познавательной мотивации;мотивация избегания неудач, неуспеха;общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Спасибо за внимание!