Презентация к научно-исследовательской работе «Роль сложных предложений в повести Валентина Катаева «Сын полка»


Роль сложных предложений в повести Валентина Катаева «Сын полка» Содержание 1. Введение. ………………………………………………………………………32. Основная часть. Роль сложных предложений в повести Валентина Катаева «Сын полка»Глава 1. О писателе и его книге1.1. Очерк жизни и творчества……………………………………………………51.2. Повесть «Сын полка»…………………………………………………………8Глава 2. Сложное предложение2.1. Сложносочинённое предложение……………………………………………102.2. Сложноподчинённое предложение…………………………………………..112.3. Бессоюзное сложное предложение…………………………………………...12Глава 3. Сложные предложения в повести В.П.Катаева «Сын полка»……133. Заключение………………………………………………………………………154. Библиография……………………………………………………………….......165. Приложение Введение Задачи:изучение литературы по теме исследования;развивать интерес к чтению, память, умения правильно обобщить данные и сделать вывод, сопоставлять факты и события, наблюдательность, внимание.воспитывать чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, ответственности за порученное дело, добросовестности, чувства долгаМатериал для исследования - повесть Валентина Катаева «Сын полка».Объект исследования: сложные предложения в повести «Сын полка»Методы исследования: лингвостилистический анализ отдельных глав текста, синтаксический анализ предложений. Практическая значимость работы определяется возможностью использования теоретических положений, конкретного материала и выводов научного исследования учителями-словесниками при углублённом изучении литературы и русского языка в общеобразовательных школах, при разработке учебных и методических пособий и рекомендаций, составлении программ элективных курсов; для проведения внеклассных мероприятий. Глава 1. О писателе и его книге Повесть «Сын полка» Глава 2. Сложное предложение Разные по строению виды предложений свойственны разным стилям речи: простые (часто неполные) предложения – разговорному стилю, сложные предложения – книжным стилям речи. Причем сложноподчиненные предложения характерны для официально-делового и научного стилей, а сложносочиненные предложения в этих и публицистическом стилях используются для описания фактов, результатов наблюдения. Глава 3. Сложные предложения в повести В.П.Катаева «Сын полка» («То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием.») Встреча с главным героем («То оно застывало в ужасе; то нечеловеческое отчаяние искажало его; то резкие глубокие черты безысходного горя прорезывались вокруг его впалого рта, брови поднимались домиком и с ресниц катились слёзы; то вдруг зубы начинали яростно скрипеть, лицо делалось злым, беспощадным, кулаки сжимались с такой силой, что ногти впивались в ладони и глухие, хриплые звуки вылетали из напряжённого горла.»). Место действия («Для того чтобы попасть на площадку, надо было подняться по двум очень длинным и узким лестницам. Так все в дивизии и привыкли: где дерётся батальон Ахунбаева, там, значит, дерётся и батарея Енакиева.») Поступки героев («Человеку непривычному могло показаться, что идёт большое сражение и что он находится в самом центре этого сражения. Но капитану Енакиеву хот елось, чтобы они были пристреляны ещё лучше».) Единство темы («Он хотел отдать себе полный отчёт в том, что же для него всё-таки выгоднее: с наибольшей точностью пристрелять «цель номер семнадцать», хотя бы для этого пришлось пойти на риск преждевременно обнаружить свою батарею, рискуя в критический, даже, быть может, решающий момент боя потерять несколько минут на корректировку».) Заключение Наряду с привычными средствами художественной выразительности используются конструкции сложных предложений. Библиография 1. Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе//Русская словесность-1994,№22. Брайнина Б. Валентин Катаев: Очерк творчества. М., 19603. Иванова Н. Счастливый дар Валентина Катаева // Знамя. 1999. №114. Карпов В. Жили-были писатели в Переделкино...: Очень личные воспоминания. М., 2002. Котова М., Лекманов О. Плешивый щеголь: Из реального комментария к памфлетному роману «Алмазный мой венец» В.Катаева // Вопросы литературы. 2004. Март-апр.5. Липкин С. Катаев и Одесса // Знамя. 1997. №16. Новикова О., Новиков Бл. Зависть: Перечитывая Валентина Катаева // Новый мир. 1997. №17. Розов В. Феномен В. Катаева // Юность. 1995. №68. Салтан Н.Л., Шикина И.В. Как помочь учащимся овладеть  бессоюзными сложными конструкциями //Русская словесность - 2001 - №  , с.15-179. Сидельникова Т. Валентин Катаев: Очерк жизни и творчества. М., 195710. Скорино Л. Писатель и его время: Жизнь и творчество В.Катаева. М., 1965Источники информации:Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедия "Москва", Иллюстрированный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь "Кино") Проект "Россия поздравляет!"Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000Историко-культурная справка. http://www.aif.ru/online/aif/1321/47_01 Спасибо за внимание! Работу выполнил Хузин Адис, 6 классУчитель: Зомарева А.Г.