Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности школьников» (на примере моделирования урока по теме «Сложносочиненные предложения с соединительными союзами»)


Тема: Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности школьников»(на примере моделирования урока по теме «Сложносочиненные предложения с соединительными союзами») АктуальностьАктуальность темы проекта обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирования такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата. Цель: Содействовать повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языкаЗадачи:1.организовать деятельность учеников по овладению способами работы с текстом, активно применять их на уроках 2.применять активные стратегии обучения для развития грамотности чтения 3.сформировать навыки составления примеров заданий в соответствии с требованиями PISA Ожидаемые результаты:1. Реализация модели читательской грамотности 2. Освоение и внедрение в практику работы педагогов и учащихся активных стратегий обучения с различными типами текста3. Получение личности, способной размышлять, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Вопросы альтернативного теста:1. В доме убрали, и стало тепло и уютно – это простое предложение? Да/Нет2. В лесу было темно и прохладно – это сложное предложение? Да/Нет 3. Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода – это простое предложение? Да/Нет 4. Есть старые, а есть и новые – это простое предложение? Да/Нет 5. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде – это сложное предложение? Да/Нет 6. Она не чувствовала ни страха, ни радости – это простое предложение? Да/Нет{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Стадия урокаЗадания 1.Деятельность учащихсяВызов Альтернативный тестОтветить на вопросы альтернативного теста: да/нетВыделить ССП и обозначить в них союзыНазвать тему урока Воспроизведение изученного материала Анализируют и систематизируют имеющиеся знанияСформулируют тему урокаЦель: вызов уже имеющихся знаний по теме «Сложное предложение»Форма работы: индивидуальная Цель : работая с новой информацией, постепенно продвигаться от знания «старого» к «новому» Форма работы: индивидуальная{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Стадия урокаЗадания 1.Деятельность учащихсяОсмысление Инсерт таблицаПрочитать теоретический материал на странице 44 с использованием значков“V” – уже знал“+” – новое“-” – думал иначе“?” – есть вопросы Объясняют факты, правилаИзлагают ключевыми словамиДелают критический обзорПравила работы с ИНСЕРТ таблицей:1. Делайте пометки: “V”, “+”, “-”, “?”2. Ставьте значки по ходу чтения текста3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться5. после прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова и фразы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Стадия урокаЗадания Деятельность учащихсяОсмыслениеПрактическаячастьупр. 47 стр. 47 выписать сначала простые предложения с однородными членами, а потом ССП с союзами. Расставить знаки препинания.Проанализируют, классифицируют,аргументируют свой выбор,обобщают,систематизируютТекст упражнения:1. Солнце село и спряталось за горизонт.2. Солнце садилось и медленно наступали сумерки.3. Кружатся осенние листья и падают на землю. 4. Медленно падают листья и земля покрывается мягким желтым ковром.5. С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.6. Надвинулась огромная туча и в степи стало темно.Цель: использовать знания для практического решенияФорма работы: групповая {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Стадия урокаЗадания Деятельность учащихсяРефлексия Диаграмма Венна 2. П З М1. Составить Диаграмму Венна - - +2. П – понимаю З – знаю М – могу использовать в следующей ситуацииВыявляют сходства и различия,обобщают,систематизируютДают оценку своей деятельности, к урокуЦель: выявить связь между двумя заключениямиФорма работы: групповаяССППП“-” – отличительные признаки первого и второго объекта “+” – общие одинаковые параметры для сравнения Выводы:При применении активных стратегий обучения развивается такие качества «читательской грамотности» как: 1. Умение извлекать информацию из текста и выделять ключевые слова 2. Умение делать выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из опыта и знаний 3. Умение анализировать и оценивать содержание текста Список литературыНациональный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годыПрограмма повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA . Грамотность чтения. Рабочая тетрадь учителя // NIS – PEARSONЗаир – Бек С. И., Муштавинская И.В Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. –М.: Просвещение 2004