Презентация на темуУниверсальные учебные действия (УУД) на уроках математики в классах с ОВЗ


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)на уроках математики в классах с ОВЗ Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением некоторых требований нашего образования:от усвоения знаний, умений, навыков наших обучающихся к развитию Личности учащегося. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Важнейшая задача ФГОС: научить самостоятельно учиться детей. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Не случайно, развитие основ умения учиться - формирование универсальных учебных действий - определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования.  Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности учащегося Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности Функции универсальных учебных действий 1. Регуляция учебной деятельностипринятие и постановка учебных целей и задач, поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности Функции универсальных учебных действий 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться, формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие высокой социальной и профессиональной мобильности Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечение успешности обученияформирование целостной картины мира;формирование компетентностей в любой предметной области познанияусвоения знаний, умений и навыков; Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные Личностные УУД – Самопознание и самоопределение Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценкуФормирование идентичности личностиЛичностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе Личностные УУД - смыслообразование установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересовустановление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение» Личностные УУД – нравственно-этическая ориентация Выделение морально-этического содержания событий и действийПостроение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных нормОриентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Регулятивные УУД Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Регулятивные УУД Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Регулятивные УУД Волевая саморегуляция как способность - к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов;- к преодолению препятствий;-эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями- к мобилизации сил и энергии; Познавательные УУД Самостоятельное выделение и формулирование учебной целиИнформационный поискЗнаково-символические действияСтруктурирование знанийПроизвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно) Познавательные УУД – логические действия Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаковСинтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентовВыбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Познавательные УУД – логические действия Подведение под понятия, выведение следствийУстановление причинно-следственных связейПостроение логической цепи рассужденияВыдвижение гипотез, их обоснованиеДоказательство Познавательные УУД – Постановка и решение проблем Формулирование проблемыСамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД это взаимодействие с партнером ( умение услышать партнера, учет различных позиций в общении)это сотрудничество, кооперацияэто основа интериоризации действия (перехода от внешнего материализованного действия к внутреннему умственному через ряд речевых этапов) Задачиформирования УУД 3. Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции Задачи формирования УУД Разработать задания для совместной учебной деятельности, обеспечивающих формирование регулятивных (контроль, оценка, планирование), коммуникативных, логических и личностных действий- в группах- в парах Проектная деятельность Проектная деятельность для учеников с ОВЗ 5-9 классов - дело очень сложное и требующее индивидуальной подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод исследовательских проектов. Исследовательский проект В настоящее время дети охотно включаются в проектно-исследовательскую деятельность. Формирование УУД через проектную деятельность позволяет: обеспечить обучающемуся с ОВЗ возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, уметь контролировать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. . Обучающимися 9В1 был подготовлен проект по теме: «Земля- наш большой дом». Золотухина М. рассказывает о Дне Космонавтики-12 апреля. Эти обобщающие уроки надолго запоминаются ребятам. Таким образом, целью школы становятся не только знания сами по себе, но и умения ученика добывать самим эти знания и применять их, т.е. уметь учиться. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!