Презентация на тему: Особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями


Особенности формирования мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Педагогическая работа по формированию мотивации учебной деятельности. Учитель-дефектолог ОГКУСО РЦ в г. Димитрогвраде Филатова Т.В. Мотивация Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Виды мотивации Схема мотивационного процесса Мотивация обучения – это… это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация). Структура мотивации  обучения Влияние мотивации на успешность учебной деятельности Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными. Мотивация как фактор регуляции действий и поступков учащихся Влияние мотивации на успешность учебной деятельности Характеристика мотивов учебной деятельности Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса Соотношение познавательной и деловой мотивации учения Доминирующие мотивы учения Последовательные ступени развития учебной мотивации Особенности мотивации учебной деятельности у детей с нарушением интеллекта У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая, нестойкая мотивация деятельности. Они руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности. К выполнению поставленной задачи школьники с нарушением интеллекта приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения её условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определённой цели. При встрече с препятствиями и трудностями в процессе решения задач эти дети не стремятся преодолеть их, а уходят от основной цели. Получаемые результаты школьники с нарушением интеллекта не соотносят с условиями задачи и не проявляют критического отношения к их предметному, реальному содержанию. Особенностью отношения к учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта является то, что оно развивается в большей своей части под воздействием внешних стимулов. Воздействие же внутренних мотивов по сравнению с нормой сильно ограничено, что обусловлено особенностью дефекта и психического развития. У учащихся с нарушением интеллекта может быть как положительное, так и отрицательное отношение к учебной деятельности. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к школе у учащихся с нарушением интеллекта, нередко является пребывание ученика в массовой школе до поступления его в специальную школу. У младших школьников с нарушением интеллекта преобладают мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя, воспитателя. У учеников старших классов специальной школы под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы на протяжении всего периода обучения наибольшее число мотивов относятся к группе мотивов широкого социального значения. Педагогическая работа по формированию мотивации учебной деятельности Направления деятельности:Пополнение запаса знаний, умений и навыков по предмету.Развитие общеучебных знаний и навыков.Развитие познавательного интереса к предмету.Воспитание личности в процессе обучения.Развитие у учащихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе.Развитие логического и образного мышления. Задачи педагогической деятельности:Развивать у учащихся умение целеполагать:Обучать постановке целей и задач, их формулированию;Обучать умению ставить промежуточные цели.Развивать у учащихся умение планировать достижение поставленных целей:Обучать планированию отдельных учебных действий и их последовательности;Обучать преодолевать затруднения и рассчитывать свои силы.Развивать у учащихся умение контролировать себя и адекватно оценивать в процессе достижения поставленных целей:Обучать самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями;Обучать адекватно оценивать себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Принципы педагогической деятельности учителя по развитию учебной мотивации В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которого является создание максимально благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных способностей в учебной деятельности:Опора на субъективный опыт учащихся, который используется как один из источников обучения.Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков.Индивидуализация и дифференциация обучения.Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, создание целостности знаний.Организация совместной работы учителя и учащихся.Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика. Система работы педагога по формированию учебной мотивации Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к изучению предмета, определение сущности того, что побуждает ученика учиться.Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов:Опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации – что знает ученик, как умеет учиться, как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели;Оптимистической позиции учителя, состоящей в том, что у каждого ребенка есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы ее развития.Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий для развития учебной мотивации каждого ученика:Разнообразие форм организации учебного процесса;Создание комфортного рабочего места ученика;Эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;Использование проектной деятельности;Внеклассная работа по предмету. Факторы, способствующие развитию учебной мотивации Факторы, связанные с содержанием учебного материала (новизна, связь с практикой, исторический аспект, занимательность, нестандартность и т.д.).Включенность ученика в коллективные формы работы, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя.Привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.Разнообразие форм уроков (урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка).Разнообразные формы внеклассной работы (кружки, факультативы, КВН и т.д.). Список литературы и Интернет-ресурсов: Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1976.Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. -- М., 1987.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2004.Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М.,1986. Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. - М., 2003. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1999. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FFhttp://festival.1september.ru/articles/607559/