Презентация к докладу «Применение элементов развивающего обучения на уроках математики в начальных классах»


Применение элементов развивающего обучения на уроках математики в начальных классах. Основные положения теории развивающего обучения:- Развитие ребенка осуществляется в зоне ближайшего развития.-Ребенок является субъектом своего развития.- Развитие происходит в разнообразной деятельности.- Ведущей деятельностью для младшего школьника выступает учебная деятельность. Для проведения уроков с применением элементов технологии развивающего обучения необходимо:-создание ситуации успеха для каждого ребенка,-самостоятельный поиск учащимися решений и ответов,-дифференцированный подход;-разноуровневость заданий и требований. Образовательные задачи по следующим направлениям:-формирование общих интеллектуальных умений (операции сравнения, анализа, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);-развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);-развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);-формирование учебной мотивации;-развитие личностной сферы. Элементы развивающего обучения на уроках математики в начальных классах 1.Устные упражнения 12, 15, 18 - что это? 2.Использование дидактических игр Игра“Теремок” Игра “Поймай рыбку!” 3.Установление связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью 4.Нетрадиционные задания по математике в системе развивающего обучения: Б) Проблемный метод-Задачи с несформулированным вопросом. -Задачи с недостающими данными.-Задача с излишними данными.-Задачи с несколькими решениями. -Задачи с меняющимся содержанием.-Задачи на соображение, логическое мышление. -Задачи с несформулированным вопросом. -Сколько крыльев у трех петухов и двух кур?-Сколько лап у двух котят и двух утят? -Задача с излишними данными.Какая запись не соответствует рисунку?По 2 телефона 4 раза.По 4 телефона 2 раза.2 телефона и 4 телефона. -Задачи с несколькими решениямиСколько цветов? Вычисли разными способами. -Задачи с меняющимся содержанием.Назови цвета карандашей по порядку, начиная с самого короткого.Какие карандаши длиннее синего карандаша?Какие карандаши короче красного карандаша?Какие карандаши между желтым синим карандашами? -Задачи на соображение, логическое мышление. -Верно ли, что красный овал находится внутри желтого прямоугольника?-Верно ли, что желтый круг находится внутри голубого прямоугольника?-Где находятся другие фигуры? 5.Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обученияНетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. На основе игровой деятельности:- игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, распределение ролей);- игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений);- игры соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей). На основе дискуссионной деятельности:-семинары (индивидуальная работа);- структурированные дискуссии (групповая работа);- проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса). На основе исследовательской деятельности:- практические занятия (коллективная деятельность класса);- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);- исследовательские уроки (индивидуальная работа). - уроки с изменёнными способами организации: урок-лекция, защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча;- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок - творчества: урок-сочинение, урок- творческий отчёт, урок выставка, урок изобретательства, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-подарок от Хоттабыча;- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), прогулка по стране, урок-экспедиция, защита туристических проектов;- уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок типа «Следствие ведут знатоки», урок - деловая игра, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра;- уроки, предусматриваемые трансформацию стандартных способов организации: урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок - общественный смотр знаний, ученическая конференция.