Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников


Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ГОС НОО Цитата дня Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.Альберт Сент-Дьерди Исследование создает новое знание.Нил Армстронг Актуальность темы Ребенок рождается исследователем. Исследовательская поисковая активность – его естественное состояние. Поначалу главный мотив к исследованию – любознательность, но в этом возрасте дети еще не владеют инструментами познания. Логично ожидать, что в школе ребенок овладеет инструментами познания и, в сочетании с природной любознательностью, у него будет развиваться исследовательская позиция к миру.Государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования. Цели образования: развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира, способность к саморазвитию.Индикатор развития — сформированность универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) —это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.это путь достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ, в основании которого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов. Личностные действияобеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся Регулятивные действияобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Познавательные универсальные действия Коммуникативные действия Алгоритм формирования универсальных способов действия Структурные элементы учебной деятельности Учебное исследование А. В. Леонтович определяет исследовательскую деятельность учащихся как образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. Методики исследовательского обучения Н. Б. Шумаковой и А. И. Савенкова формируют исследовательское поведение у младших школьников. Цель исследовательской деятельности полагается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Основная особенность учебной-исследовательской и проектной деятельности в результате деятельности обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования и проектирования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Основные методы исследования в начальной школе Главные составляющие содержания образования при реализации исследовательской и проектной деятельности Основные функции, учебно-исследовательской и проектной деятельности Учебно-исследовательская и проектная деятельность Основные характеристики учебного исследования Этапы методики исследования Особенности урока исследования ц елостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции — открытию или доказательству какого‑то нового знания, идее урока.Подчинённость урока одной идее обеспечиваетсядвумя составляющими — мотивацией и обобщением. Мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, — это динамический стержень урока («из‑за чего») проводится урок.Обобщение — это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»). Основные шаги при конструировании урока – исследования: Проблемныеситуации на уроке-исследования Приём загадки — интерпретацииНапример: а) Что бы это значило?б) Какая связь между рисунком и той темой, которую мы изучаем? Выполнимое — невыполнимое действиеЗадание с ловушкой: требование выполнить действие, которое субъективно воспринимается как выполнимое, а объективно является невыполнимым. Приём «ключевых слов»Ключ свойство (ключики: вкус, форма, цвет, вес, материал)Ключ причина (ключики: зачем, почему, с какой целью…)Ключ назначение (ключики: для чего, функция…)Детям предлагается отгадать, что лежит в волшебной шкатулке (например, полезное ископаемое), с помощью ключей — вопросов на которые можно отвечать «да»или «нет» Приём «мозговой штурм»Приём «мозговой штурм» — является коллективным методом поиска решений и новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов» идей.Главная цель — получить как можно больше идей. Развитие умения определять проблему исследованияПрием «Посмотри на мир чужими глазами» «В фойе школы кто-то разлил воду. Миша бежал и упал…» Задание: продолжи рассказ (2 – 3 предложения). Но сделать это необходимо несколькими способами.Как ты отнесешься к этому явлению, если представить что ты:• Миша• учитель• школьный врач• охранник• одноклассник• Мишина бабушка Метод «Шесть шляп мышления» Развитие умения выдвигать гипотезыВыдвижение гипотез, предположений и провокационных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск.1) При каких обстоятельствах каждый из этих предметов будет полезным?Например: апельсин, сотовый телефон, букет цветов.Очень эффективно, также упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть вредны? Развитие умений и навыков работы с парадоксамиНередко парадоксальными оказываются добытые в ходе экспериментов факты, вступающие в противоречие с существующей теорией.Прием «Парадокс» 1. Прочитайте предложение: По законам аэродинамики майский жук не может летать, т. к. масса тела, площадь его крыльев и другие характеристики не должны позволять этого делать. Но жук летает. Сформулируйте парадокс. Как вы думаете, почему так получилось? Развитие умений создавать текстыУчиться писать отчёты о своих исследованиях очень важно. Рассмотрим приёмы, развивающие умение логично излагать свои мысли и структурировать тексты.1. Приём «Подбери слова»Нужно подобрать существительные (прилагательные), отвечающие ощущениям холода.Холод – айсберг, утро, мороз, лёд, расставание.2. Приём «Конструируем сказку» Распределить в группе персонажи сказок. Один из участников предлагает зачин сказки. Далее сюжет от имени своего персонажа предлагает первый участник, затем второй и т. д. (по 2-3 предложения). Персонажи: Алёнушка, Лиса Патрикеевна, Русалочка, Мальвина, Шапокляк, Винни – Пух Развитие умений трансформировать мысли в графический образТексты – не единственный способ фиксации информации. Исследователи разных специальностей особенно любят схемы. И это не случайно. Графическая схема даёт наглядное представление об общей структуре изучаемого объекта. 1. Приём «Пиктограмма»Способность изобретать эти значки и символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. 2. Приём «Схематическое изображение текста»Этот приём позволяет схематически изображать учебные, научные и художественные тексты. Этапы самостоятельного исследования Схема, предложенная А. И. Савенковым1. Выделить основные понятия и дать им определения.2. Классифицировать основные предметы, процессы и события.3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.5. Предложить примеры и сравнения.6. Сформулировать выводы.7. Продумать возможные пути дальнейшего изучения.8. Подготовить текст сообщения.9. Подготовить рисунки, чертежи, схемы и макеты.10. Приготовиться к ответам на вопросы. Формы организации исследовательской деятельности младших школьниковЭкскурсияКоллективная игра «Жилой дом»Коллективная игра «Как работает завод»Методика «Продолжи исследование»Коллекционирование как исследовательская практика ребёнка Методика «Продолжи исследование»Отрывок из научно-популярных журналов и газет выступает в данном случае как площадка для старта детских исследований.Требуется собрать материал по этой теме, где это только возможно (методы исследования мы специально изучали, и это изложено выше): в энциклопедиях, словарях, научных и научно-популярных книгах; сделать собственные наблюдения, провести эксперименты. Затем надо все обобщить, обдумать, дать определения основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения Каждый участник (группа) выбирает себе отрывок и начинает работу. Методика «Продолжи исследование»Исследования по теме «Энергетика»Среди альтернативных возобновляемых источников энергии наиболее перспективными специалисты считают солнечную и ветроэнергетику. Первое место в мире по использованию энергии ветра прочно занимает Германия.Исследования по теме «Экология»• Известно, как много неприятностей доставляют выброшенные полиэтиленовые пакеты, столь часто использующиеся в качестве упаковки. Они крайне медленно разлагаются в природе, а при сжигании загрязняют воздух. Кроме того, жаль сжигать ценный химический продукт. Методика «Продолжи исследование»Исследования по теме «Астрономия»• В течение тысячелетней истории цивилизации человек наблюдал появление на небе «хвостатых» звезд (комет). Народная фантазия приписывала им способность возвещать всякого рода несчастья - войну, эпидемии чумы и тому подобное. Одной из самых известных, регулярно посещающих окрестности Земли комет является комета Галлея.Исследования по теме «История, культурология»• Происхождение письменности на Руси, время ее возникновения, ее характер - одна из самых дискуссионных проблем истории. Традиционная точка зрения связывает появление письменности на Руси с официальным принятием христианства и литературы из Болгарии около 988 года. Но уже в середине XIX века стали накапливаться отдельные факты, свидетельствующие о наличии письменности на Руси задолго до официального крещения. Основные типы творческих работ учащихся Навыки, необходимые для проведения исследования{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}НавыкиРабота или урокУмение измерять   Умение наблюдать   Умение оценивать   Умение прогнозировать/предсказывать   Умение классифицировать   Умение интерпретировать   Умение делать логические выводы   Умение находить и отбирать информацию   Умение формулировать исследовательские вопросы    Умение строить гипотезы   Умение разработать процедуру или методику проведения исследования/эксперимента    Умение фиксировать/документировать данные   Владеть информационной грамотностью    ТИПОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯОбъект (направление) исследования. (Задаётся руководителем тренинга и является одинаковой для всех групп) __________________________________Тип работы. (Задаётся руководителем тренинга и различается по группам) _______________________________________________________Цель работы. (Начиная с этого пункта и далее заполняется в процессе работы группы) ____________________________________________________________Задачи работы _______________________________________________________Рабочая гипотеза _____________________________________________________Название работы _____________________________________________________Планируемый результат (содержательный и образовательный) _______________________________________________________Привлекаемые источники (архивы, опросные данные, СМИ, научная литература и т.д.) _______________________________________________________Методы, которые будут применяться для получения и обработки данных _______________________________________________________ Необходимое обеспечение (приборы, материалы, средства и т.д.) ___________________________________________________ Организационная форма выполнения работы (урок, экскурсия, исследовательская домашняя работа, экспериментальная работа в лаборатории и т.д.) _______________________________________________________ Ход работы (последовательные этапы – анализ литературы, сбор данных, постановка экспериментов, сравнительный анализ полученных данных с известными и т. д.) _______________________________________________________Форма представления результатов (отчет, статья, видеофильм, презентация, реферат,выступление на конференции) _______________________________________________________ Критерии и способы оценки качества выполнения творческой работы _______________________________________________________ Темы детских исследованийФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор.ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.• ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Формы урочных занятий учебно-исследовательского характера Формы урочных занятий учебно-исследовательского характера Формы урочных занятий учебно-исследовательского характера Формы урочных занятий учебно-исследовательского характера .Этапы исследования:1. Подготовительный этап• Вызов интереса к теме работы• Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования• Формулирование рабочей гипотезы поиска• Планирование работы2. Этап продуктивной работы• Поиск информации• Анализ и оценка полученной информации, в том числе сбор собственного материала (на основе наблюдения, эксперимента и т.д.)• Обработка материала• Обобщение, анализ, выводы3. Этап оценки и поощрения• Оценка результата (сравнение с эталоном, экспертная оценка; оценка степени достижения цели; формулирование результатов)• Представление итогов исследования• Рефлексия: соотнесение выводов с процессом исследования, с существующими ранее знаниями и данными, с объективным знанием • Поощрение Проект «брошенный вперёд»Проектирование - процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния)Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом.Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами. Проектная деятельность «… ориентирует учеников на создание продукта через познавательную, исследовательскую или конструкторскую деятельность» А.В. Хуторской Внешний результат- можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат- опыт деятельности, соединяющий знания, умения, компетенции. Учебный проектспециально организованный и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. Исследование - творчество в чистом виде. Учебный проект Учебный проект Виды проектов Основные этапы проведения исследования и проектных работ Основные различия в приобретаемых навыках ПРОЕКТИССЛЕДОВАНИЕУмение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельстваМаксимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезуОценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планируемой деятельностиОценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатовУмение максимально широко использовать и рекламировать результат выполнения проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта.Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований