Проектная работа на тему«Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС»


Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образованияФайзрахманова Гульсина Зуфаровна, МБОУ «СОШ им. Г.Г. Гарифуллина с. Ядыгерь»;Галиева Аниса Нафиговна,МБОУ «СОШ им. Р.И. Зарипова с. Байлянгар»;Гумерова Миляуша Рахимзяновна, МБОУ «ООШ №6»;Михайлова Гульгына Ильдаровна, МБОУ «Гимназия №1 им. Ч.Т. Айтматова п.г.т.Кукмор»Руководитель проектной работы: Ахметшина Г.Х.г. Казань – 2015 г.Проектная работа «Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС» Внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООПод внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;-улучшить условия для развития ребенка;-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Примерная программа кружка «Математика вокруг нас» для учащихся 5, 6 классов (на 1 год){3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}№ТемаУД1.Исторические сведенияКак люди научились считать? Откуда появились цифры и числа? Кто придумал математические обозначения? Появление геометрии. Великие математики.2.Решение нестандартных задач Знакомство с математическим софизмом. Решение логических, олимпиадных и нестандартных задач. Решение кроссвордов.3.Проектно-исследовательская работаИстория возникновения и свойства головоломок. Знакомство с правилами составления математических моделей-головоломок, магических квадратов, изготовления геометрических моделей. Умение создавать моделей, составление головоломок4.Симметрия вокруг насМатематические основы законов красоты. Симметрия в искусстве, технике, рукоделии Эстетика природы и математика.5.Трехмерное пространство (3D)Координатная плоскость. Прямоугольная система координат на плоскости. Р. Декарт. Рисование по координатам.6.Геометрия на практикеИзготовление стереометрических моделей (разверток) в пространственно-графической форме с выделением существенных характеристик объекта. Применение знаний на практике. Изготовление модели правильной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольников. Изготовление из бумажных полосок игрушки7.Задачи-шутки Задачи-загадки. Таинственные истории. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Содержание программы {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}8.Задачи с «подвохом».Задачи на взвешивание. Логические задачи. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях.9.Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм».Задачи на разрезание и складывание фигур. Конструирование фигур из треугольников. Задачи на разрезание фигур на одинаковые по форме части, перекраивание фигур с помощью одного, двух или нескольких разрезов. Задачи на распилы, соединение цепей. Закрашивание клеток в цвета при выполнении условий для соседних клеток10.Задачи-«переливашки»Задачи на переливание и способы их решения. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. 11.Задачи со спичкамиЗадачи на понимание места, ситуации и ориентирования в пространстве. Перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной фигуры, движения в обратную сторону.12.Математика и астрономияОпределение календаря. Единицы измерения времени. Семидневная неделя и ее происхождение. Название дней недели. Юлианский календарь. Введение григорианского календаря в России. Решение задач по теме.13.«О математике с улыбкой»Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике. Задачи-минутки. Загадки. Высказывания о математиках и математике, случаи из жизни великих математиков. Сообщения обучающихся о некоторых   великих математиках и их открытиях.14Составление и решение анаграммЗадачи на развитие интеллекта и критического мышления.15Решение задач «Кенгуру»Решение задач из серии «Кенгуру» прошлых лет16«Блиц-турнир»Задачи на сообразительность. Любознательные логические задачи. Задачи на внимание и познавательных интересов.17Итоговое занятие.Круглый стол. Подведение итогов. Предоставление информации о проделанной работе. Технологическая карта занятияТема занятия: «Геометрия на практике».Класс: 5-6Цель занятия: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.Тип занятия: комбинированныйЗадачи:Образовательные: отработать и закрепить знания и умения в применении свойств площади фигур и формул для нахождения площади и объема прямоугольного параллелепипеда при решении задач.Развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательный интерес к предметуВоспитательное: воспитывать бережное отношение учащихся к своему здоровью, чувство коллективизма, уверенности в себеПланируемые результаты:Формировать УУД:Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Регулятивные: умения определять и формулировать цель на занятии кружка с помощью учителя; проговаривать последовательность дей­ствий на занятие; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адек­ватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые кор­рективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договаривать­ся о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученикаУУДТеоретическое обоснование этапов урока1.Организационный этап(задача: создание психологического настроя)Нацеливание учащихся на работу. Демонстрирует видеофрагмент.Здравствуйте.В сравнении всё познаётся,И много для нас волосок лишь один,Когда он в тарелке с похлёбкой найдётся,Мы дальше похлёбку тогда не едим.Но мало нам, если всего лишь один,У нас волосок на макушке растёт.И сердимся мы иногда  и грустим,Когда нас смеясь, лысым друг назовёт.В сравнении всё познаётся,Здоровы, но скучно- и жизнь проклинаем.Но позже, когда к нам болезнь вдруг ворвётся,Что счастливы были тогда, понимаем.В сравнении всё познаётся,И в детстве нам хочется взрослыми стать.Нам кажется, взрослым попроще живётся,Ведь есть у них власть, что-то нам запрещать.Но всё познаётся в сравнении — взрослыми став, от проблем устаём.И тут, понимая, что жить в детстве просто,Его мы счастливой, порою зовём...  Марковцев Ю. Какое отношение стихотворение имеет к математике?Подготовка к уроку.Настрой на размышления, поиск. Предвидят проблему занятия. Учащиеся высказывают свои предположения по даннойпроблеме. Регулятивные: определение цели учебной деятельности..Познавательные умения: Смысловой просмотр видео, смысловое чтение текста. Осознание ценности моментов. Проведение аналогии содержания текста и темы урока, сопоставление . умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: умеет слушать не перебиваяЗадача: кратковременная организация учебного процесса полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.Осмысление связи математики с реальной жизнью. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученикаУУДТеоретическое обоснование этапов урока2.Подготовительный этап (задача: актуализация опорных знаний и умений)Учитель проводит фронтальный опрос ранее изученного материала: Ответьте на вопросы:-Как вы понимаете фразу сравнение и какое отношение она имеет к математике?-Что значит измерить длину отрезка?-Как можно сравнить площади фигур? Объемы фигур?-Как называют прибор, измеряющий длину?-Какие единицы измерения длины вы знаете?Учащиеся отвечают на вопросы учителя, сопровождая свои ответы пояснениями.Формулируют тему. Коммуникативные: умеет аргументировать свою позицию, приводить а подтверждение факты и убеждать другого человекаРегулятивные: умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действий Познавательные умения: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.Задача: Актуализация имеющихся знаний и представлений по изученной теме. Установление причинно-следственных связей.Подведение учащихся к цели занятия. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученикаУУДТеоретическое обоснование этапов урока3.Изучение нового МатериалаА) Мотивационно – целевой этап Б) Ориентировочный этап В) Проблемно-исследовательский этапГ) Практический этап Задание 1. А) Можно ли измерить величины, если нет стандартных приборов?Б) Обычный, всем известный кирпич с точки зрения геометрии является прямоугольным параллелепипедом.У прямоугольного параллелепипеда 8 вершин,12 ребер, 6 граней. Каждая грань прямоугольного параллелепипеда – прямоугольник. Противоположные грани параллелепипеда равны. Каждый прямоугольный параллелепипед имеет три измерения: длину, ширину и высоту.Задание 2. На чертеже изображена развертка прямоугольного параллелепипеда. Соберите из нее прямоугольный прямоугольник.Зеленым карандашом покажите вершины, красным – ребра, синим, желтым, оранжевым противоположные грани.Опыт 3. Классная комната имеет форму прямоугольного параллелепипеда, размеры которого нужно измерить. Найдите площадь полной поверхности классной комнаты. Без сомнения, всѐ наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил немецкий философ,1724 )Опыт 4. Найдите объем классной комнаты. Повторить формулу вычисления объема прямоугольного параллелепипеда Учащиеся высказывают свои мнения, что есть старинные меры измерения длины.Учащиеся работают в парах . Учащиеся высказывают свои предположения по даннойпроблеме . Делятся на группы. Из развертки собирают прямоугольный параллелепипед.Показывают цветными карандашами вершины, ребра, грани. Делятся на группы.Показывают ребра, вершины, грани.Работа в группах. Измеряют длину, ширину и высоту классной комнаты.Вычисляют площади стен комнаты.Вычисляют объем комнаты.Регулятивные: умеет объяснить, что сделал правильно, что сделал неправильно, и привести аргументыКоммуникативные: умеет выполнять порученную групповую роль и обязанностиПознавательные умения: умение осуществлять синтез как составление целого из частей;умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;умение ставить цель, планировать, выполнять эксперимент, анализировать его результаты.Задача: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.Дать учащимся возможность получить конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях посредством создания проблемы и проведения исследования. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученикаУУДТеоретическое обоснование этапов урока4.Первичное закрепление нового материала(задача: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся). Учитель: предлагает оформить краткий отчет о проделанных исследованиях в форме логической схемы, карты Оформляют свои идеи, представляют план-отчет проведенного мини- проекта. Отчет- устная защита. Регулятивные: умеет проследить связь между результатом и начальным замыслом действийКоммуникативные: умеет оценивать совместные действия и свой вклад в нихПознавательные и общепредметные умения: способность к исследованиям, экспериментам и проектированию;использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схемы для решения учебных задач; создание и преобразовывание модели и схемы для решения задач;Задача: Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Выработка умений оперировать полученными знаниями. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученикаУУДТеоретическое обоснование этапов урока5. Домашнее заданиеВычислить сколько рулонов обоев шириной 1 м длиной 30 м потребуется для оклеивания стен комнатыУчащиеся записывают задание в тетрадиРегулятивные: выполняет действия по задуманному плану.Коммуникативные: умеет задавать вопросы. Умеет с достаточной полнотой и точностью вырaжать свои мыслиПознавательные: умеет составит простой план решения задачиСаморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. 6.Завершение урока. Рефлексия.Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Урок окончен. Благодарю за внимание.Учащиеся высказывают свои предположения по даннойпроблеме. Делают выводы. Осуществляют рефлексию: оценивают степень усвоения темы для каждого этапа, личностную важность каждого этапа и занятия в целом. Регулятивные: может оценить свои силы и возможности для выполнения задачиКоммуникативные: умеет слушать не перебивая Личностные УУДПознавательные умения: самооценка своих познавательных действий.Задача: Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Наши успехи Список литературыПриказ Минобрнауки России «О внесении изменений во ФГОС основного общего образования» от 22 сентября 2011 года №2357.Методические материалы по организации внеурочной деятельности (письмо от 12 мая 2011 г. № 03-2960).Г.И. Кукарцева «Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах» 7-9 классы. Москва, 1997Я.И. Перельман «Живая математика», Москва, 1994О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева «Математика. Занятия школьного кружка», Москва, 2004Жохов, В. Я Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. - М: Мнемозина, 2011.Занятия математического кружка в 5- м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.