Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения


Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения26 августа 2015 год {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ТемаОбозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.Цель ЗадачиДостижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Мельниковой Е.Л.Формировать предметные умения: различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью буквы ЬФормировать УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, формулировать тему и определять цель урока с помощью учителя, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. (Регулятивные УУД) оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе, работать в паре, контролировать действия партнера, ставить вопросы (Коммуникативные УУД) ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания, добывать новые знания, строить логическую цепь рассуждений, выдвигать гипотезы с помощью учителя и их обосновывать, структурировать знания, преобразовывать информацию в модель. (Познавательные УУД)Основные понятияЗвук, буква, транскрипция, роль мягкого знака.Ресурсы:Школьная доска, оформленная в виде учебника по русскому языку, текстовые плакаты (с вариантами тем, правилами, упражнениями), листы бумаги.Организация пространстваФронтальная работа, работа в группах, работа в паре. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Подведение к цели урока Методы постановки учебной проблемыПобуждающий от проблемной ситуации диалог (представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы)Подводящий к теме диалог (представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками, вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников, последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока)Сообщение темы с мотивирующим приемом (суть метода в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся, либо использует оба приема одновременно)Совместное открытие нового знанияМетоды поиска решения учебной проблемыПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог (представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих выдвигать и проверять гипотезы)Подводящий к знанию диалог (представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих «открытие» нового знания учениками, диалог можно развернуть как от поставленной проблемы, так и без нее) Технология проблемного диалога Мельниковой Е.Л.
[м’эл’]

Выберите верную формулировку1 Знак «апостроф» в транскрипции. 2 Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь.3 Роль мягкого знака.

«Учебник» представляет собой демонстрационную доскус минимальным оформлением {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Подведение к цели урока Методы постановки учебной проблемыПобуждающий от проблемной ситуации диалог (представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы)Подводящий к теме диалог (представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками, вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников, последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока)Сообщение темы с мотивирующим приемом (суть метода в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся, либо использует оба приема одновременно)Совместное открытие нового знанияМетоды поиска решения учебной проблемыПобуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог (представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих выдвигать и проверять гипотезы)Подводящий к знанию диалог (представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих «открытие» нового знания учениками, диалог можно развернуть как от поставленной проблемы, так и без нее) Технология проблемного диалога Мельниковой Е.Л.
Н-р: к а л ь к аССССЬ



сЬ сЬс сЬгк о н ьм а т ьг а л ь к аС о н ь к ап е р ь як о л ь я




сЬ сЬс сЬгк о н ьм а т ьг а л ь к аС о н ь к ап е р ь як о л ь я Записать слова, соответствующие транскрипциям: [бан ка] [кон ] [бра а] банька конь братья сЬс сЬ сЬг ’’Т’ функция смягчения

style.color
Мягкий знак смягчает согласную, если находится после нее в конце слова или перед другим согласным.
Запишите слова под диктовку: [сол’], [пул’ка], [поч’ка], [май’]. Запишите слова под диктовку: [сол’], [пул’ка], [поч’ка], [май’]. с о л ь,п у л ь к а, м а йп о ч к а,?ь


Мягкий знак смягчает согласную, если находится после нее в конце слова или перед другим согласным.парную
[кон’] [бан’ка] [банка] [кон]

матьмательел--


Упражнение 3. Вставь, где нужно, мягкий знак, спиши слова, подчеркни те, в которых Ь знак выполняет функцию смягчения: Упражнение 1. Запиши слова, соответствующие транскрипции: [кл’уф], [д’эт], [глас].мост.., окун…, пис…мо, поч…та, друз…я.ьььУпражнение 2. Обозначьте гласные в слабой позиции, подберите проверочное слово: вода, река, трава.



Творите, пробуйте, экспериментируйте!Творческих возможностей и ожидаемых плодов!Спасибо за внимание!

Интернет источникиhttps://fotki.yandex.ru/next/users/nata-komiati/album/159853/view/688546?page=5https://fotki.yandex.ru/next/users/nata-komiati/album/159853/view/688553?page=5https://fotki.yandex.ru/next/users/nata-komiati/album/158683/view/665734?page=3Подготовила учитель начальных классовСоловьева Ирина Ивановна