ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 19 имени И.П. МытареваФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Учитель физической культуры ЕФИМОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА Димитровград, 2014 Актуальность. В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития и физической подготовленности населения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».В 2006 году была создана рабочая группа из профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов кафедры «Физическая культура и спорт» филиала Ульяновского государственного университета, учителей физической культуры и представителей администрации средней общеобразовательной школы №19 по проведению мониторинга здоровья школьников и внедрению здоровьеформирующих технологий в учебный процесс школы. Цель работы рабочей группы состояла в разработке содержательных аспектов мониторинга физического состояния школьников как эффективной формы организации управления физическим воспитанием в школе и внедрении инновационных технологий обучения для совершенствования процесса образования по физической культуре. Задачи исследования: Изучить содержательные аспекты мониторинга физического состояния школьников в научной и научно-методической литературе;Разработать технологию мониторинга физического состояния школьников;Внедрить инновационные технологии в учебный процесс школы. Организация и методы исследования: Настоящее исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №19 города Димитровграда (Инновационная программа «Спортивный выбор») и лаборатории функциональной диагностики кафедры ФКиС (мониторинг физического состояния школьников). В эксперименте приняли участие более 1500 тысяч школьников.В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, тестирование, медико-биологические методы и методы математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение:В ходе работы нами был проведен мониторинг физического состояния школьников, характеризующий показатели: функциональное состояние, физическое развитие, физическую подготовленность учащихся. Функциональное состояние мы исследовали на основе вариабельности ритма сердца по методике Р.М. Баевского на аппаратно-программном комплексе «Варикард 2.51». При помощи комплекса «Варикард» оценивали уровень адаптации школьников к учебному процессу и влияние инновационных технологий на учеников с 2006 по 2010 годы. Диаграмма. 1 Показатели активности регуляторных систем школьников 12-16 лет Оценка физического развития осуществлялась с использованием программы по оценке и коррекции морфофункционального развития школьников, которая позволяла выполнять центильную оценку отдельных показателей физического развития (длины, массы тела, окружности грудной клетки, кистевой динамометрии, жизненной емкости легких) и сердечно-сосудистой системы (частоты сердечных сокращений, артериального давления) школьников. Диаграмма 2 Показатели гармоничности физического развития школьников 12-16 лет Физическая подготовленность оценивалась с использованием компьютерной программы по оценке и коррекции физической подготовленности школьников. Компьютерная программа основана на рекомендованной в 1993 г. Министерством образования Российской Федерации программе физического воспитания и позволяет оценивать уровень развития таких двигательных качеств, как скоростные, координационные, скоростно-силовые, силовые, гибкость, выносливость. Диаграмма 3 Показатели развития выносливости мальчиков 12-16 лет в 2006-2007 учебном году Диаграмма 4 Показатели развития выносливости мальчиков 12-16 лет в 2009-2010 учебном году Выводы: В ходе исследования выявили содержательные аспекты и разработали технологию мониторинга физического состояния школьников 12-16 лет. А также оценили состояние здоровья, выявили адаптационные (приспособительные) возможности организма, используя аппаратно-программный комплекс «Варикард 2.51».Использование компьютерных программ позволило осуществить оперативный и объективный контроль физического состояния учащихся, скорректировать образовательный и оздоровительный процессы, индивидуализировать физическое воспитание школьников, автоматизировать операции анализа и оценки полученных результатов. Внедрение данных программ в практику позволило нам создать компьютерные базы данных, включающие результаты обследований около 1500 школьников.За четыре года реализации программы повысился интерес к урокам физической культуры среди учащихся, достигнут 100% уровень посещаемости детей. Увеличилось количество детей и подростков, посещающих спортивные секции во внеурочное время. Повысился общий уровень подготовленности школьников. Результаты спортивного мастерства на городских и областных соревнованиях заслуживают признания. Благодарим Вас за внимание!