Развитие языковой и коммуникативной компетенций учащихся через эффективные методы и приёмы работы на уроках русского языка.


«Развитие языковой и коммуникативной компетенций через эффективные методы и приёмы работы на уроках русского языка». Автор проекта: Ерохина С.Н. учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия № 1 г. Темиртау» Цель проекта Выявить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию языковой и коммуникативной компетенций на уроке русского языка, повышающие качество знаний учащихся при подготовке к ЕНТ и ВОУД. Задачи проекта1. Изучить и систематизировать научную и методическую литературу по развитию языковой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка. 2.Определить наиболее важные и успешные условия развития языковой и коммуникативной компетенций. 3. Выявить эффективные методы и приемы работы, способствующие развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся, повышающие качество знаний при подготовке учащихся к ЕНТ и ВОУД Актуальность темыМодульно-блочные технологииЦельно-блочные технологииИнтегральные технологииОбразовательное пространствоОбразовательное пространство КомпьютерПостиндустриальное, информационное общество Актуальность темыПроисходит «отторжение» ребёнка от общения с окружающими людьмиНегативное влияние компьютера Основная задача – развитие языковой и коммуникативной компетенцийОказываются невостребованными языковая и коммуникативная компетенции Актуальность темы Стратегия модернизации содержания образования РК одним из оснований обновления образования называет компетентностный подход. Основа обновленного содержания – формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций, в том числе языковой и коммуникативной компетентностей. Методы исследования теоретический анализ источников тестирование наблюдение, восприятие изучаемых объектов , процессов в динамике их развития эксперимент анализ и синтез Основные пути формирования языковой и коммуникативной компетенций: Материал учебного курса, средств и способов обучения соотносим с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка; учитывая возрастные особенности, ориентируемся на ведущую деятельность Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент должен делаться на диалоговой форме обучения. Текст – основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов - насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными. 123 Основные эффективные методы, формирующие языковую и коммуникативную компетенцииУчитывает особенности каждого ученика Выявляет «слабые» места ученикаПомогает в организации работы над ошибкамипо степени взаимодействия учителя и ученикаСамостоятельная работа Индивидуальная карта ученика Фамилия, имя______________________________________________________ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ вариантаКоличество правильных ответовОтметкаЧто не знаю Основные эффективные методы, формирующие языковую и коммуникативную компетенцииВозникает ситуация коллективного взаимодействия (каждый ученик опрашивает каждого , каждый отвечает каждому)Активно формируются речевые навыкипо степени взаимодействия учителя и ученикаСамостоятельная работа в парах Комплексная работа с текстомВыполнить лингвистический разбор.Восстановить в памяти большой объем речеведческого материалаПовторить большой объем материалаText in hereВыполнить орфографическую и пунктуационную работу. Позволяет www.themegallery.comРезультативность опытаВыпускники 11Б класса успешно выполняют комплексный анализ текста по заданному плану. Рост качества знаний составил 8% www.themegallery.comРезультативность опыта Результаты проведенной письменной работы (сочинение на свободную тему) на конец 10, 11 классов показывают, что уровень сформированности коммуникативной компетентности в экспериментальном классе выше, причем разрыв увеличивается к концу 11 класса: в 10 классе он составил 8% (80% и 88%), а концу 11 класса – 16% (84% и 100%). Результативность опытаНа результат опыта указывает и качество знаний ЕНТ. Классписали«5»«4»«3»11 А (контрольный класс)19413211 Б (экспериментальный класс)22913-Всего учащихся4113262 Новизна данного исследования заключаетсяВ создании банка диагностических заданий по определению сформированности уровня языковой и коммуникативной компетенцииВ создании практического материала (индивидуальной карты ученика)Данной работой мы вносим свой скромный вклад в достижение цели образования: становления компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни 1 2 Спасибо за внимание!