Тема по самообразованию:Развитие орфографической зоркости у младших школьников по русскому языку во 2 классе Презентация.


Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка во втором классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Малькова Ольга АльбертовнаГБОУ Школа № 883 Актуальность данной темы обусловлена сохранением орфогра-фических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы: — осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; — подбирать примеры с определённой орфограммой; — при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; — при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Цель исследования – выявление, обоснование и реализация педагогических условий развития орфографической зоркости у младших школьников во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи: изучить лингвистические основы формирования орфографической зоркости у младших школьников;раскрыть значение и условия развития орфографической зоркости у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС;проанализировать возможности современных программ и учебников для развития орфографической зоркости у младших школьников;провести экспериментальную работу по развитию орфографической зоркости и разработать критерии оценки уровня сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся. Объектом исследования является процесс изучения русского языка во втором классе. Предметом исследования является развитие орфографической зоркости на уроках русского языка во втором классе. Гипотеза: при условии систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зритель-ный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографи-ческое проговаривание), направленных на развитие умения обнаруживать орфограмму,определить ее тип, найти допущенные ошибки, будет развиваться орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся второго класса. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании системы упражнений по развитию орфографической зоркости у учащихся второго класса. Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в работе учителей начальных классов. База исследования: второй класс МБОУ Уразовский лицей МР Учалинский район. Орфографией М.Р. Львов обозначает ту совокупность правил и традиций, которой руководствуется каждый пишущий и которая обеспечивает единство написаний и точное понимание написанного. Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:1) передача буквами фонемного состава слов;2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;3) употребление прописных и строчных букв;4) перенос части слова с одной строки на другую;5) графические сокращения. Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи.Однако, решение орфографиче-ской задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Общими опознавательными признаками орфограмм являются: 1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием; 2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним; 3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка. Орфограмма – это буква, написание которой потенциально вариативно и в силу этого должно определяться применением особого правила орфографии. Критерии сформированности орфографической зоркости : — умение обнаружить орфограмму;— умение определить ее тип;— умение применить правило (решить орфографическую задачу);— умение осуществить контроль и самоконтроль. Принципы русской орфографии:морфологический;фонематический; традиционный (исторический); фонетический;дифференцирующий. Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения Стандарты первого поколения Линии сравнения Стандарты второго поколения Усвоение ЗУН Цели обучения Формирование УУД Ориентация на учебно-предметное содержание Содержание образования Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач Учебная деятельность определялась учителем стихийно Организация учебного процесса Создание индивидуаль-ных образовательных программ Основная - фронтальная Формы обучения Признание решающей роли учебного сотрудничества Формирование универсальных учебных действий Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:– осознавать роль языка и речи в жизни людей;– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Формирование универсальных учебных действий Регулятивные УУД:— определять и формулировать цель деятельности на уроке (постановка учебной задачи, подводящий и побуждающий диалог: предъявление противоречивых фактов, столкновение разных мнений, задание на ошибку);— проговаривать последовательность действий на уроке (алгоритм);— вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы (тестовые задания открытого и закрытого типа) Формирование универсальных учебных действий Познавательные УУД: — извлекать информацию;— преобразовывать информацию из одной формы в другую;— делать выводы;— находить ответы на вопросы;— пользоваться словарями;— осуществлять анализ, сравнение, классификацию, обобщение;— находить закономерности (строить аналогичные закономерности). Формирование универсальных учебных действий Коммуникативные УУД:— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;— учиться работать в паре, в группе. Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи. 1. Увидеть орфограмму в слове. 2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. 3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. 4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи. 5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. 6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку. Программы начальной школы Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традиционная программа«Начальная школа 21 века» УМК «Школа 2100» УМК«Гармония» Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью УМК«Гармония» благодаря — приему письма «с окошками»;— моделированию орфограмм и способов их проверки;—алгоритму списывания с включением нахождения, выделения и проверке орфограмм. Положительные результаты в работе над орфографической зоркостью системы «Школа 2100» благодаря — развитию фонематического слуха; — задаче развития орфографической зоркости по опознавательным признакам орфограмм; — алгоритмам орфографических действий; — указанию в отдельных упражнениях количества орфограмм. В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через — упражнения на сравнение, классификацию орфограмм; — большой объем теоретического материала; — большой объем словарного материала. Общие положительные направления в программах и учебниках по русскому языку для формирования орфографической зоркости Осознанное отношение к слову.Развитие фонематического слуха.Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках.Упражнения для выработки орфографической зоркости.Использование дидактических средств для организации работы по формированию орфографической зоркости.Специально организованное списывание.Использование памяток для проведения работы над ошибками.Графические и цифровые обозначения орфограмм.Диагностика орфографической зоркости.Систематическое включение УУД в процесс развития орфографической зоркости. Гипотеза: при условии систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание), направлен-ных на развитие умения обнаруживать орфограмму, определить ее тип, найти допущенные ошибки, будет развиваться орфографическая зоркость на уроках русского языка у учащихся второго класса. Показатели по I критерию( сформированность ОЗ) Уровни Высокий Средний Низкий 1.Умение выделять орфограммы при списывании 20-26 орфограмм 14-19 орфограмм Менее 13 2.Умение выделять орфограммы в тексте, записанном под диктовку 15-18 орфограмм 10-14 орфограмм Менее 9 3.Умение называть орфограммы при списывании Все Не менее половины Менее половины 4.Умение подбирать примеры на указанную орфограмму Подобрал 3 примера на безударный гласный звук в корне Подобрал 1-2 примера Не подобрал ни одного примера 5.Умение найти допущенные ошибки и доказательно исправить Нашел и исправил 3 ошибки Нашел и исправил 1-2 ошибки Не нашел ни одной ошибки Показатели по II критерию( грамотность учащихся) Высокий Средний Низкий 1. Умение грамотно писать контрольный диктант Не допустил ни одной ошибки Допустил 1-2 ошибки Допустил более 3 ошибок 2.Умение писать грамотно словарный диктант Не допустил ни одной ошибки Допустил 1 ошибку Допустил более 2 ошибок 3.Умение писать грамотно творческую работу (свободный диктант) Не допустил ни одной ошибки Допустил 1-2 ошибки Допустил более 3 ошибок Упражнения для развития орфографической зоркости: 1) комментированное письмо;2) зрительный диктант;3) моделирование;4) сигнальные карточки;5) орфографическое проговаривание. Графическое обозначение орфограмм Сигнальные карточки Алгоритм списывания (П.С. Жедек) 1. Внимательно прочитай предложение. 2. Повтори его, не заглядывая в текст. 3. Подчеркни в предложении все орфограммы. 4. Прочитай предложение орфографически. 5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. 6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.7. Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Моделирование правила написания безударных гласных в корне слова Модель правила О О́ а а о о е е и и я я Алгоритм проверкиНахожу безударные гласные в корне.Ставлю под ударение.Под ударением пишется…Пишу ту же гласную в безударном слоге.С…сно́вый – со́сны, сосновый Модель правила + гл. стн здн вст лнц Моделирование правила написания непроизносимых согласных Алгоритм проверки1. Нахожу в корне опасное сочетание.2. Изменяю слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный звук или ставлю опасное сочетание на конец слова.3. Слышу согласный звук.4. Пишу согласную букву в опасном сочетании. Звез…ный – звезда, звездный. Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:— учащиеся усвоили основные виды орфограмм и их опознавательные признаки;— достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся;— возрос интерес детей к урокам русского языка. Благодарюза внимание!!! Интернет-ресурсы Глобус: http://www.mgau.ru/images/image_article/section_489_1196.png Чернильница: http://www.xrest.ru/images/collection/00707/871/original.jpg Книга: http://peuma.unblog.fr/files/2009/02/libro.jpgРазделители для рамочки сделаны при помощи автофигур.