Анализ документа Историко-культурный стандарт


Анализ нового подхода изучения истории в школеРАЗДЕЛ III. Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи. Анализ содержания программы и концепции. Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиЭпоха Петра I.Содержание: Мужание Петра.Внешняя политика Петра IРеформы Петра IРеформы в области экономики:Реформа армии и флотаРеформы государственного устройстваПеремены в положении сословий«Птенцы гнезда Петрова».Царь и народ. Методы проведения петровских реформОппозиция в верхах обществаРоссия в эпоху преобразований Петра I.Содержание:Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиЭкономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии). Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРеформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение инославных конфессий. Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I. Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиПреобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре. Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРоссия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в.Содержание:Эпоха дворцовых переворотовПравление Елизаветы ПетровныВнешняя политика России в 1740—1750-е гг. Народные возмущенияПетр III. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов».Содержание:Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей. Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Петр III. Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРасцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II.Содержание:Россия в первое время правления Екатерины II. От либерализации к централизации власти. Восстание ПугачеваУкрепление дворянского государстваЖизнь и хозяйство народов РоссииВнешняя политика РоссииРусско-турецкие войны."Проблемы внешней политики РоссииРоссия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I Содержание:Внутренняя политика Екатерины IIНациональная политика.Экономическое развитие России во второй половине XVIII векаПромышленность в городе и деревнеВнутренняя и внешняя торговляОбострение социальных противоречийВнешняя политика России второй половины XVIII вБорьба России за выход к Черному морюУчастие России в разделах Речи ПосполитойУчастие России в борьбе с революционной Францией Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиКультурное пространство Российской империи в XVIII в. Содержание:Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Русская культура и культура народов России в XVIII векеКультура и быт российских сословийРоссийская наука в XVIII веке. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образованияОбразование в России в XVIII вРусская архитектура XVIII в. Изобразительное искусство в России Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиНароды России в XVIII в. Управление национальными окраинами. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии и Поволжья. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости. Сравнительный анализ программы и концепции{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРоссия при Павле I Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине». Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года. Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий. Основные понятия. Сравнительный анализ основных понятий{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщие понятияМеркантилизм.Сенат.Коллегии.Синод.Губерния.Крепостная мануфактура.Рекрутские наборы.РевизияФискал.Прибыльщик.Ассамблея.Табель о рангах.Ратуша.Дворцовый переворот.Верховный тайный совет.«Кондиции».«Бироновщина».«Просвещенный абсолютизм».Секуляризация.Уложенная комиссия.Сентиментализм.Магистрат. Сравнительный анализ основных понятий{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРазличияПротекционизм Регулярная армия.ПолитесКунсткамераТайная канцелярияВотчинаИмператорский советЖузыУезды Жалованная грамотаКонфедерация Ассимиляция ЕвропеизацияМодернизация. Реформы. Гвардия. Империя. Прокурор. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм.Духовные управления (мусульманские). Основные даты Сравнительный анализ основных дат{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщие даты.1682—1725 — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V) 1686 — Вечный мир с Речью Посполитой 1687 — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве 1695, 1696 — Азовские походы 1697-1698 — Великое посольство 1700—1721 — Северная война 1703, 16 мая — основание С.-Петербурга 1705—1706 — восстание в Астрахани 1707—1708 — восстание Кондратия Булавина 1708, сентябрь — битва при д.Лесной 1709, 27 июня — Полтавская битва 1711 — учреждение Сената; Прутский поход 1714, 27 июля — Гангутское сражение 1718—1721 — учреждение коллегий 1718—1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии 1720 — сражение у о. Гренгам 1721 — Ништадтский мир 1721 — провозглашение России империей 1722 — введение Табели о рангах Сравнительный анализ основных дат{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция истории1722—1723 — Каспийский (Персидский) поход 1725 — учреждение Академии наук в Петербурге 1725-1727 – правление Екатерины I 1727-1730 – правление Петра II 1730-1740 – правление Анны Иоанновны 1733-1735 – война за Польское наследство 1736-1739 – Русско-турецкая война 1741-1743 – Русско-шведская война 1740-1741 – правление Иоанна Антоновича 1741-1761 – правление Елизаветы Петровны 1755 – основание Московского университета 1756-1763 – Семилетняя война 1761-1762 – правление Петра III 1762 – Манифест о вольности дворянской 1762-1796 – правление Екатерины II 1769-1774 – Русско-турецкая война Сравнительный анализ основных дат{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция истории1770, 26 июня – Чесменское сражение 1770, 21 июля - сражение при Кагуле 1773-1775 – восстание Емельяна Пугачёва 1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей 1775 – начало губернской реформы 1783 – присоединение Крыма к России 1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам 1787-1791 – Русско-турецкая война 1788 - Указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона» 1788-1790 – Русско-шведская война 1790, 11 декабря – взятие Измаила 1791 – Ясский мир с Османской империей1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой 1796-1801 – правление Павла I 1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии Сравнительный анализ основных дат{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРазличия1699 – указ о введении нового летоисчисления1721 – учреждение святейшего Синода1722 – указ о престолонаследии1754 – отмена внутренних таможенных пошлин1682-1689 — правление царевны Софьи 1682, 1689, 1698 — восстания стрельцов 1686–1700 – война с Османской империей 1687, 1689 — Крымские походы 1689 — Нерчинский договор с Китаем 1700 — поражение под Нарвой 1708—1710 — учреждение губерний 1714 — указ о единонаследии 1733-1735 – война за Польское наследство 1770, 21 июля - сражение при Кагуле 1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей 1775 – начало губернской реформы 1788 - Указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона» Исторические личности Сравнительный анализ перечня исторических личностей(государственные и военные деятели){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщееАнна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф.М. Апраксин, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, Я.В. Брюс, А.П. Волынский, В.В. Голицын, Ф.А.Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М.И. Кутузов, Ф.Я. Лефорт, И. Мазепа, А.Д.Меншиков, Б.К. Миних, А.Г.Орлов, А.И. Остерман, Павел I, Петр I, Петр II, Петр III, Г.А. Потемкин, П.А.Румянцев, царевна Софья, А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков, П.П.Шафиров, Б.П.Шереметев, Е.И. Пугачев Сравнительный анализ перечня исторических личностей(государственные и военные деятели){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРазличияГавриил Головкин, Шейн, Карл XII, Август II, Матвеев, Максимов, К.Булавин, Толстой, Долгорукий, Бутурлин, Нарышкин, Черкасский, Куракин, Трубецкой, Разумовский, Фридрих II, Салтыков, К.П.Аракчеев, Н.И.Панин, Хлопуша, Белобородов, Понятовский. Сравнительный анализ перечня исторических личностей(деятели культуры){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщееБатырша (предводитель башкирского восстания), В.И. Баженов, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский, Ф.Г. Волков, Е.Р. Дашкова, Г.Р. Державин, М.Ф.Казаков, А.Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И.П. Кулибин, Д.Г.Левицкий, А.К. Нартов, И. Н. Никитин, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, Ф. Прокопович,, А.Н. Радищев, В.В. Растрелли, Ф.С.Рокотов, Н.П. Румянцев, А.П. Сумароков, В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Шубин, С. Юлаев, С. Яворский. Сравнительный анализ перечня исторических личностей(деятели науки){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщееГ. Байер, М.М. Щербатов, М.В.Ломоносов Сравнительный анализ перечня исторических личностей(промышленники и меценаты){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщееН.Д. Демидов, П.И.Шувалов, И.И.Шувалов Сравнительный анализ перечня исторических личностей(путешественники){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщееВ. Беринг, Чириков Сравнительный анализ перечня исторических источников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиОбщееУказы Петра I. «Юности честное зерцало». Оды М.В. Ломоносова. Манифест о вольности дворянства. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Основные источники Сравнительный анализ перечня исторических источников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиРазличия.Генеральный регламент. Воинский устав. Морской устав. Духовный регламент. Табель о рангах. Указ о единонаследии 1714 г.. Ништадский мир. Акт поднесения государю царю Петру I титула императора всероссийского и наименования великого и отца отечества. Походные журналы Петра Великого. Ревизские сказки. Реляции и мемории. Слово Феофана Прокоповича при погребении Петра Великого. Газета «Ведомости». Переписка Петра I. «Гистория свейской войны». Записки и воспоминания иностранцев. «Кондиции» Анны Иоанновны. Сравнительный анализ перечня исторических источников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа по истории 10-11 классКонцепция историиВоспоминания Екатерины II. Переписка Екатерины II с Вольтером. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии. Кючук-кайнарджийский мирный договор. Указы Емельяна Пугачева. Учреждение о губерниях. Жалованные грамоты дворянству и городам. Георгиевский трактат с Восточной Грузией. Городовое положение. Ясский мирный договор. Журналы «Живописец» и «Всякая всячина». Формы и методы организации учебных занятийСеминарЛекцияДискуссияПрактическая работаСеминарские занятияОбсуждение вопросов ( диспут, дискуссия, дебаты)Работа с понятиямиРабота с картографической наглядностьюРабота с интернет ресурсамиАнализ источниковРабота с изобразительной наглядностьюДеловые игрыПросмотр видеофрагментов. Формы и методы организации контроляРефератКластерФишбоунСинквейнОпорные конспектыРешение тестовых заданийАнализ документовСоставление таблиц, схем.