Презентация П.Бажов — сказочник земли Уральской подготовительная группа


Презентацию подготовилаучитель-логопед Аронова Наталья Михайловнапевец земли Уральской Паспорт проектаБиография П.П.БажоваТворчество П.П.БажоваПознавательная викторина «Малахитовая шкатулка»Моя уральская земля Тема проекта: П.Бажов – певец земли Уральской Вид проекта: Краткосрочный Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы. Воспитатели ЛогопедРодители Актуальность проекта: В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Академик Г.Н. Волков утверждает, что "…народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка "кирпичики", из которых строятся основы восприятия мира и любви к своей земле. ..». Для воспитания любви к своей малой родине – Уралу как нельзя лучше подходят сказы П.П.Бажова. Цель проекта: Развитие речемыслительной деятельности и познавательной активности у старших дошкольников с речевыми проблемами через развитие патриотических чувств, в частности знакомство с творчеством уральского писателя П.П.Бажова. Задачи проекта:Формировать представления детей о культуре и быте жителей Урала.Побуждать детей к совместной образовательной деятельности.Развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи, активизировать словарь детей.Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к родному краю, умение видеть прекрасное. Ожидаемые результаты: * Расширение и обогащение словаря и кругозора детей. * Коммуникативное развитие воспитанников. * Развитие у детей устойчивого интереса к истории родного края. * Развитие творческой активности. * Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах познавательно-речевого развития дошкольников. * Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, закрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом в вопросах воспитания и развития детей. * Пополнение методической базы ДОУ по речевому и патриотическому воспитанию. Возможные риски: * Невозможность полной реализации проекта ввиду познавательно речевых особенностей детей-логопатов. * Недостаточное вовлечение родителей в реализацию проекта в силу недостаточной компетентности или нежелания участвовать в работе над проектом. Продукт проектной деятельности: * Создание книжек-малышек «Сказы Бажова» . * Драматизация сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце». * Создание выставки работ по сказам П.П.Бажова силами детей и родителей..   Подготовительный этап проектаПереработали сказы П.П.Бажова с целью обеспечения доступности восприятия их детьми.Организация развивающей, познавательной, предметной среды.Знакомство со сказами П.П.Бажова.Экскурсия в библиотеку на презентацию творчества П.П.Бажова.Консультация для родителей «Тайны старого сундука». Основной этап проекта Для реализации проекта использовались разные формы работы с детьми.Беседы по сказам с объяснением поступков героев и рассуждениями о своём поведении в подобных ситуациях.Драматизации отрывков сказов.Изготовление детьми и родителями поделок по сказам П.П.Бажова с последующей организации выставки.Проведение познавательной викторины «Малахитовая шкатулка». Заключительный этап проекта В ходе проекта: У детей:Расширились представления об Урале и его богатствах.Расширился словарный запас (словами из уральского быта и деятельности его людей).Повысился интерес к данной теме.Повысилась активность и доброжелательность во взаимодействии с педагогами и сверстниками.   У взрослых:Повышение творческого потенциала.Активное и плодотворное взаимодействие семьи и ДОУ.  Я живу на УралеУ писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную семинарию. Восемнадцать лет работал учителем. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал. Волшебство впитывал с детства Известность пришла к нему в 1936 году, когда в журнале был опубликован его первый сказ «Девка Азовка» - уральская легенда о хранительнице сокровищ в пещерах Азов-горы. В 1939 году вышел первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка» о Хозяйке Медной горы. С 1936 по 1950 год П.П. Бажов написал 52 сказа. Похоронили Бажова 10-го декабря 1950-го года в морозный день на высоком холме, с которого видны Уральские леса и перелески, горы и пруды - все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу… В доме ещё пахло табаком, на столе лежала его трубка, а в печатную машинку было заправлено незаконченное письмо… «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет.» П.П.Бажов. Памятные местаП.П.Бажов1879-1950 Памятник установлен в 1961 году над могилой писателя на Ивановском кладбище.Скульптор А.Ф.Степанова, архитектор М.Л. МинцДом деда П.П. БажоваВ Екатеринбурге скалы на горе Азов на Урале

Во дворе пурга в окно стучится.В комнате уютно и тепло.Мне сегодня что-то вдруг не спится,Ночь уж на дворе стоит давно.Начинает мама сказыО хозяйке, что живет в горе.Вижу я Данилушку – и сразуЯщерки мелькнули на заре.Вижу я, как девочка ТатьянаНа шкатулку новую глядит,Как горы хозяйка СеверьинаЗаковала в древний малахит….И от этих сказов стало сноваНа душе так тепло и светло.В дальний домик дедушки БажоваНа Урал меня перенесло.



Наследие Бажова



Медной горы хозяйка Малахитовая шкатулка Каменный цветок Огневушка-поскакушка Голубая змейка Синюшкин колодец Серебряное копытце Золотой волос Две ящерки По сказам Бажова было снято достаточно многоэкранизаций как фильмов так и мультфильмов Фильмы по сказам П.П.Бажова Мультфильмы по сазам П.П.БажоваКаменный цветок Золотой волос Горный мастер Мультфильмы по сказам П.П.БажоваСеребряное копытце Огневушка - поскакушка Мультфильмы по сказам П.П.БажоваСинюшкин колодец Малахитовая шкатулка Мультфильмы по сказам П.П.БажоваТравяная западёнка Хозяйка медной горы Познавательная викторина «Малахитовая шкатулка»Цель: Показать знание детьми творчества П.П.Бажова.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Предварительная работа: * Переработала сказы П.П.Бажова с целью доступности детскому восприятию.* Изучение сказов П.П.Бажова (воспитатели).*Посещение библиотеки им. Н.Островского: видеопрограмма «Павел Бажов – певец земли Уральской».* Посещение музея им Коновалова «Животный и растительный мир Урала».* Изготовление рисунков и поделок по сказам П.П.БажоваУсловия викторины: Викторина проводится между двумя командами детей. На вопрос отвечает та команда, игрок которой первым зазвонил в колокольчик.Игра состоит из четырёх туров. В первом туре необходимо выбрать правильный ответ из 4 предложенных вариантов и получить 4 «драгоценных камня».Во втором туре – ответ из 3 предложенных вариантов и получить 3 «драгоценных камня». В третьем туре - выбрать ответ из 2 вариантов и получить 2 «драгоценных камня». В четвёртом туре ответить без вариантов и получить 5 камней. Первый тур «Малахитовая шкатулка» Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?а) алмазный перстень б) оружие в) малахитовую шкатулку г) волшебную палочку

Что находилось в малахитовой шкатулкеа) деньги б)женские украшения с драгоценными камнями в) золото г) красивая одежда

О чём просила Настасью дочь Танюша, когда была маленькойв) никогда не продавать шкатулкуг) спрятать шкатулку б ) подарить шкатулку царицеа) продать шкатулку

Какому рукоделию обучила Танюшу женщина странницаа) резьбе по камню б) вязанию в) рисованиюг) вышивке бисером по шёлку

Какой волшебный предмет подарила Танюше женщина-странница:а) клубок б) пуговицу в) пяльцы г) иголку

Сколько слогов в слове «малахит» 3142style.fontSize

Второй тур «Каменный цветок» Какое прозвище было у Данилки?а) Недокормыш б) Оборвыш в) Доходяга а) Недокормышб) Оборвыш в) Доходяга
Какой заказ по чертежу сделал барин Данилеа) выточить чашу б) сделать подсвечник в) изготовить украшение
Как звали невесту Данилыа) Анна б) Катя в) Дарья а) Аннаб) Катя в) Дарья
О чём просил Данила Хозяйку медной горыа) чтобы научила понимать «силу» камняб) чтобы показала каменный цветок в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши

Что потребовала Катя у Хозяйки Медной горы, когда оказалась в её владенияха) показать каменный цветок б) Вернуть Данилув) одарить её богатством
Сколько слов в предложенииДанила сделал каменный цветок 5 4 3
Третий тур «Серебряное копытце» Как звали девочку-сиротку, которую стрик Кокованя взял на воспитаниеа) Дарёнка б) Алёнка а) Дарёнкаб) Алёнка
О ком Кокованя рассказал Дарёнкеа) о кошечке, которая умела говоритьб) о козлике с серебряным копытцем
В какое время года отправились Кокованя и Дарёнка в лес на охотуа) осенью б) зимой
Кто побежал следом за нимиа) Собачка Шарик б) кошка Мурёнка
Кого увидела в окно балагана Дарёнка, когда Кокованя ушёл за лошадьюа) волка б) козлика
Что хотелось увидеть Дарёнке, помимо самого козликаа) как он ножкой камни выбиваетб)как он ест сено
Почему Кокованя не узнал своего балагана, когда вернулся с лошадьюа) балаган был весь усыпан дорогими камнямиб) балаган был засыпан снегом
Что осталось на память о козлике Коковане и Дарёнкеа) шапка дорогих камней, которые нагрёб Кокованя б) следы Серебряного копытца на снегу
Какая из схем подходит к слову «Козлик»а) 1 б) 21)2)
Четвёртый тур«П.П.Бажов и его сказы» Кто написал все эти сказы
Где родился и вырос П.П.Бажов
Кем работал П.П.Бажов, окончив духовное училище
Илье, герою сказки «Синюшкин колодец», в наследство досталось «от отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, а от бабки Лукерьи – особый поминок». Что за поминок.

Вспомните, какой сказ заканчивается словами: «…Змейку с той поры ребята никогда не вызывали. Помнили, что она сама наградой одарит, если заслужишь, и оба удачливы в своих делах были. Видно, помнила их змейка и чёрный свой обруч от них золотым отделяла».
Кого так описал П.П.Бажов в своём сказе: «Сама тоже на ноги вскочила, ухватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню. Вместо рук-ног - лапы у неё зелёные стали, хвост высунулся, а по спине до половины чёрная полоска, а голова человечья».
Из какого сказа этот отрывок? «…Вдруг из самой серединки вынырнула девочка маленькая. Вроде куколки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек тоже голубой. Улыбнулась девочка, платочком махнула и пошла плясать. Сперва по уголькам плясала, а потом пошире пошла. Старатели отодвигаются маленько, а девчонка как круг пройдёт, так и подрастёт маленько…»
В моей земле богатства скрыты.Она и золото хранит.И рядом с медью малахиты,Железо, мрамор и гранит.Найдешь в ней много по приметам:Цветных камней, не только руд,Рубин сияет красным цветом,Зеленым цветом - изумруд.Темны кристаллики агата,Душисты грани хрусталя.И знаменита и богатаМоя Уральская земля!