Презентация для выступления на семинаре АООП НОО для обучающихся с ЗПР


Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад № 71 «Аист» для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»«АООП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ( варианты 7.1 и 7.2) » В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило:приказом от 19.12.2014 № 1598 Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  приказом от 19.12.2014 № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Указанные стандарты применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.  Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам осуществляется по ним до завершения обучения. Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося инвалидности - с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП НОО на другой. Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО. Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. Основными направлениями в специальной поддержке обучающихся с ЗПР являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. Варианта 7.1Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО (Раздел III ФГОС НОО).Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов.Программа коррекционной работы разрабатывается ОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом Примерной АООП НОО обучающихся с ЗПР (Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.). Учебный план должен соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. (СанПиН 2.4.2.3286-15)В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область.Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.В первом классе и первом дополнительном классах эта часть отсутствует. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:духовно-нравственноесоциальноеобщеинтеллектуальноеобщекультурноеспортивно-оздоровительное Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Учебный план обеспечивает в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.Для первой ступени общего образования обучающихся с ЗПР представлены два варианта примерного учебного плана: вариант 1 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке; вариант 2 — для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России. Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две группы. Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптированные инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР; предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей, организующей, направляющей; увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. учитель начальных классов учитель музыкиучитель рисованияучитель физической культуры учитель иностранного языка воспитатель педагог-психологсоциальный педагогпедагог-организаторпедагог дополнительного образования учитель-логопед В штат специалистов образовательной организации, реализующей вариант 7.1 АООП НОО обучающихся с ЗПР должны входить: В ШТАТ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ВАРИАНТ 7.2 АООП НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ: учитель-дефектолог (олигофренопедагог)воспитатель учитель-логопедспециальные психологи или педагоги-психологиспециалист по адаптивной физкультуре социальный педагогмузыкальный работникмедицинские работники В процесс реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) (в условиях обучения в одном классе с обучающимися, без ограничений здоровья) образовательная организация может временно или постоянно обеспечить (по рекомендации ПМПК) участие тьютора. «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» Аристотель