Презентация на тему Развитие познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий


ВЫПУСКНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Развитие познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий» Выполнила студентка: Программы профессиональной переподготовки по специальности Дошкольное образованиеФадеева Ирина Научный руководитель: Хлопова Е.Н.Тольятти, 2015 Теоретические положения, которые легли в основу работы:А.Н. Леонтьева, Д. Миллера по особенностям дошкольного возраста; С.Н. Николаева , Н.А. Рыжова , Н.Е. Евлухина по методике экологического воспитания дошкольников; Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова по развитию познавательного интереса; В.В. Никитина, Т.Б. Лисицына, И.Г. Дорошина, Г.П. Долженко, М. Шум, С.С. Эскендирова о роли экскурсии в развитии экологической культуры дошкольников Познавательный интерес - интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях, характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы Познавательный интерес к природе у дошкольников проявляется: в стремление познать природу (живую и неживую); в чтении (слушании) книг о природе; в деятельности по защите природы; в изображении природы в рисунках, лепках, аппликации; в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование). Экскурсия - это форма деятельности, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях  Значение экскурсии: Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.Формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.Предоставляет возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы.Развивает наблюдательность, интерес к природе, внимание.Способствует развитию эстетических чувств.Воспитывает у детей любовь к родной природе, любовь к Родине,Формирует экологическую культуру дошкольника. Объектом исследования является развитие познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - экскурсия как средство развития познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – разработать перспективный план природоведческих экскурсий, направленных на развитие познавательного интереса к объектам природы у старших дошкольников. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.Выявить уровень сформированности познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста на начало исследования.Сделать анализ работы детского сада по организации экскурсий к объектам природы. Составить перспективный план проведения познавательных экскурсий к объектам природы. Разработать рекомендации воспитателям и родителям по развитию познавательного интереса старших дошкольников посредством экскурсий. Цель констатирующего эксперимента: изучение уровня развития познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста, выявление системы работы педагогов по развитию познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая карта констатирующего этапа исследования Задачи Критерии и показатели Методики I Этап Выявить уровень развития познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста - предпочтение деятельности с природными объектами;- устойчивость интересов к объектам природы;- эмоционально-положительная отзывчивость - беседа по картинкам;- наблюдение за деятельностью детей на прогулке II Этап Выявить существующую систему работы педагогов по развитию познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсий - представленность проблемы в педагогическом процессе детского сада;- осознание педагогами значимости проблемы. - анкетирование;- изучение и анализ планов учебно-воспитательной работы; 30% 50% 20% % 3 5 2 Количество детей Недостаточный уровень Близкий к достаточному уровень Достаточный уровень Количественные результаты первого этапа констатирующего эксперимента. Диаграмма «Уровень развития познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста» Анализ календарно-тематического плана показал: - В работе отсутствует системный подход к организации работы по развитию познавательного интереса к объектам природы у детей средствами экскурсий. - Тематика экскурсий находит своё продолжение обычно в одном виде деятельности. - В календарном плане мало поставленных целей и задач по развитию познавательного интереса. Не прослеживается единство содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию Таким образом, анализ плана работы позволяет сделать вывод о несоответствии планирования работы развитию познавательного интереса Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природеЛюбознательные дети растут у любознательных родителей. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы.3. По возможности много путешествуйте с ребёнком. Ходите с ребёнком на экскурсии и в походы.4. Проводите совместные наблюдения и рассказывайте детям как правильно вести себя на природе, чтобы не причинить ей вред. 5. Создавайте условия дома для развития познавательных интересов детей к объектам природы. Перспективный план работы по развитию познавательного интереса к объектам природы у детей старшего дошкольного возраста посредством организации экскурсий в природу чтение глав книги Д.Родари «Приключение Чипполино»; сюжетно-ролевая игра «Магазин»; Игра – викторина «Наши друзья-витамины»;- Выставка поделок «Дары осени» предварительная работа: - беседа о правилах поведения на огороде детского сада;- выстраивание детей вокруг грядок;- использование приемов: рассказ огородного пугала, демонстрация объекта, беседа, отгадывание загадок, задания детям. - способствоватьобобщению представлений оросте и развитии овощных культур- рассказатьо значимости ухаживания за культурнымирастениями «Огородная страна всяким всячеством полна» (по экологической тропе) Сентябрь Послеэскурсионная работа Методические указания Задачи Тема экскурсии Месяц Экскурсия «В речном царстве, прибрежном государстве»На берегу Волги у речного порта . Спасибо за внимание!