Программа Здоровьесберегающее пространство школы


«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненые проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам» В.И. Дубровский.Здоровьесберегающее пространство школы Актуальность проблемыПроблема низкого уровня культуры здоровья учащихся, недостатка знаний по вопросам здоровья стоит очень остро.В соответствии с законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава, лишь около 14% детей можно считать практически здоровыми. Наблюдается дефицит массы тела, снижение функциональных показателей с-сосудистой, дыхательной, мышечной систем.Недостаточный уровень двигательной подготовленности.Помощь в укреплении здоровья с раннего возраста должна оказать школа. Цель - создание модели здоровьесберегаюшей деятельности школыЗадачи1. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.2. Привлечь учащихся к занятиям в спортивных секциях,3. Создать информационно- методический блок по вопросам формирования здорового образа жизни для учащихся и их родителей.4. Организовать мониторинг здоровья.5. Ввести дополнительные занятия по ФГОС по интересам в соответствии с медицинской группой.6. Организовать систематическое оздоровление учащихся в санаториях Самарской области на основе договора о совместной деятельности с комитетом по вопросам семьи, материнства и детства ОбоснованиеПрограмма оздоровления нацелена на формирование у уч-ся необходимых знаний и умений, направленных на сохранение и развитие их индивидуального здоровья, формирование физического совершенства и готовности использования достижений физической культуры для сохранения здоровья и высокой работоспособности на долголетний период жизни.Предусматривает освоение и использование в работе педколлектива здоровьесберетающих педтехнологий Модель здоровьесберегающей деятельности школыМГТ-медико-гигиенические технологииФот-физкультурно-оздоровительные технологииЗОТ-здоровьесберегающие технологииТОБЖ-безопасность жизнедеятельностиСАТ-социально адаптированные технологииДиагностика и монитолринг здоровьяСохранение и укрепление здоровья учащихся Медико-гигиенические - обеспечение гигиенических условий (влажность воздуха, освещенность).Проведение прививок,оказание консультативной и неотложной помоши,мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению,динамика здоровья уч-ся профилактические мероприятия в преддверии эпидемии,беседы с учащимися.Физкультурно-оздоровительные - направлены на физическое развитие занимающихся:-тренировка силы, закаливание-выносливость-гибкость-быстротаРеализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций иучастии в школьных и районных соревнованиях. Обеспечение безопасности жизнедеятельности-это охрана труда,защита человека в чрезвычайных ситуациях. Обеспечение главной задачи сохранения жизни. Изучение курса ОБЖ, участие в районных и областных соревнованиях "Колесо безопасности".Социально-адаптирующие-обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье своем и близких,помогают в воспитании культуры здоровья. Это просветительские и воспитательные программы,адресованные учащимся и их родителям.Работа с учащимися районной психологической службы. Основные направления • Медицинский мониторинг здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся отклонений со стороны органов и систем;• Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний;• Решение оздоровительных задач средствами физической культуры;• Ориентация инновационной деятельности образовательного учреждения на важнейший критерий эффективности учебного процесса - улучшение физического и психического, и социального здоровья детей;• Разработка педагогических технологий, методик, отбор учебного материала, способствующего сохранению здоровья детей;• Изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению подрастающего поколения; • Активное привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей в школе;• Работа с родителями путем проведения различных форм обучения: лекции, консультативные приемы по вопросам оздоровления детей и профилактике формирования хронической патологии;• Работа с педагогическим коллективом школы по проблемам физического и социального здоровья учащихся с целью выработки положительной мотивации к участию в создании оздоровительной среды в школе;• Активное использование в работе учителя развивающих и оздоравливающих методик (приемов), направленных на дифференцированный подход в обучении детей с ослабленным здоровьем;• Работа с учащимися путем проведения бесед, лекций, тренингов, создание условий для активного участия их в создании оздоровительного простран­ства в школе;• Создание среды, формирующей у ребенка сознательное отношение к сво­ему здоровью и пропагандирующей здоровый образ жизни. Физкультурно-оздоровительные технологииМероприятияСрокиОтветственные1 . Проведение физкультпауз и физкультминуток на уроках.В течение годаКлассные руководители2. Проведение утренней зарядки до уроковВ течение годаКлассные руков.3 . Ежедневный час здоровьяВ течение годаУч. нач. Кл.4. Общешкольный лепсоатлетический кроссСент.2-11кл.Уч. физ.5. День здоровьяСентябрь 1-1 1Уч. физ- подвижные игры- велосипедные соревнования-эстафета6. Районный л/атлетический кроссСентябрь 4-11Уч. физ.7. Веселые стартыОктябрь 2-4Уч. физ.8. Районные соревнования по мини-футболуНоябрь 5-11Уч. физ.9. ПерестрелкаНоябрь 5Уч. физ.10. Первенство школы по пионерболуНоябрь 6-9Уч. физ.1 1 . Районные соревнования по теннисуНоябрь 5-11Уч. физ.12. Первенство школы по волейболуДекабрь 10-11Уч. физ. 13. Районные вебселые стартыДекабрь 5-6Уч. физ.14. Подготовка к районным соревнованиям по лыжамЯнв.-Фев.4-11Уч. физ.15. Зимние эстафетыЯнварь 5-1 1Уч. физ.1 6. Первенство района по лыжамФевраль 4-ИУч. физ.1 7. Военизированная эстафетаФевраль 9-11Уч. физ.18. Эстафета - приз «Суркова»Март 9-ИУч. физ.19. Силовой турнирФевраль 5-11Уч. физ.20. Первенство школы:Март 5-ИУч. физ.- настольный теннис-шашки-армрестлинг-подтягивание2 1 . Районные соревнования по теннису, шашкам, армрестлингуМарт 5-11Уч. физ.22. Первенство школы по баскетболуМарт 10-11Уч. физ.23. Районные соревнования по баскетболуМарт 9-11Уч. физ.24. Подготовка к легкоатлетическому многоборьюАпрель 7-11Уч. физ.25. Районные соревнования по легкой атлетикеАпрель 4-11Уч. физ.26. Районные соревнования «Старты надежд»Май 6-7Уч. физ.27. ТестированиеУч. физ.«Показатели физической подготовленности»Сент.-май Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельностиМероприятияСрокиОтветственные1 . Изучение учителями и классными руководителями нормативных документов МО РФ, управления образования и штаба по делам ГОЧС в области защиты отЧС.сентябрьКлассные руководители2. Организация и проведение тренировок по отработке практических этапов ДЗД.октябрьУчитель ОБЖ3. Проведение эвакуационных мероприятийежемесячноУчитель ОБЖ4. Изготовление простейших средств защиты органов дыхания. -октябрьУчитель ОБЖ5. Проведение тренировок по надеванию противогаза и простейших средств защитыОктябрьУчитель ОБЖ6. Проведение классных часов: « Экстремальные ситуации и безопасность человека»Ноябрь 5-11 классУчитель ОБЖ 7. Проведение недели ОБЖ :эвакуация учащихсяконкурс рисунковбеседы (предотвращение терроризма, противопожарная безопасность, оказание первой медицинской помощи и т.д.)- полоса препятствийАпрель1-1 1кл.1-1 1кл.1-1 1кл.8-11Учитель ОБЖ   9. Проведение «Дня защиты детей»АпрельУчитель ОБЖ Учебно-воспитательные технологииМероприятияСрокиОтветственные• Работа в процессе обучения1 . Комплексы упражнений для профилактики осанкиВ теч. года 1-1 1клКл. руков.2. Диагностика физического здоровья4,7, Пкл.Уч. физ-ры.3. Подвижные перемены1-44. Динамические часыВ теч года.Кл. руков.5. Анкетирование по определению риска нарушения осанки и сколиозаНоябрь 5-1 1кл.Уч. физ-ры.• Работа с родителями1 . «Папа, мама, я - спортивная семья» (Веселые старты)Октябрь 5-бкл.Кл. руков.2. Турнир по баскетболу5-6 НоябрьКл. руков.3. Лыжный однодневный походФевр. 5-9клКл. руков.4. Хоккейный турнир (между родителями и учащимися 10-11-хКл.)ФевральУч. физ-ры.5. Беседы по ЮЖВ теч. годаКл. руков.6. День семьи.АпрельКл. руков. • Формирование культуры здоровья1 . Классные часы по вопросам гашены и охраны здоровья:1-4 кл.Кл. руков.- предупреждение травматизмаСентябрь- личная гигиенаОктябрь- как содержать тело в чистотеДекабрь- зарядка и физкультура в жизни школьникаМарт- вредные привычкиАпрель5-9кл.Кл. руков.- предупреждение дорожно-транспортных происшествийСентябрь- инфекционные заболевания, борьба с нимОктябрь- правила личной гигиеныДекабрь- вопросы здоровья и нравственностиФевраль-вредные привычки и их преодолениеМарт10-1 1га.Кл. руков.- гигиена умственного трудаСентябрь- зависимость здоровья от окружающей средыОктябрь- оказание первой помощиДекабрь- вредные привычки и здоровье человекаМарт- режим дня старшеклассникаАпрель- краткие сведения о наследственных болезняхМай В результате реализации данной моделиУчащиеся должны знать:-какие факторы влияют на ухудшение, а какие на улучшение их здоровья,-как уменьшить, нейтрализовать или компенсировать влияние вредных факторов,-как организовать свою учебу и отдых. Учащиеся должны уметь:-организовать свою учебную и внеурочную деятельность в соответствии с принципами ЗОЖ,-противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье,-владеть элементарными методами физической и психической самозащиты в стрессовых ситуациях,-оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим при несчастных случаях,-правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. ЗаключениеДанная модель здоровьесбережения применима на практике в тесном взаимодействии друг с другом медиков, учителей, родителей, дает возможность школьнику сохранить здоровье за период обучения в школе . Список литературы: Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы.В.И.Ковалько. Москва «ВАКО», 2004.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.Н.К.Смирнов. Москва, издательство «АРКТИ», 2003.Программа дополнительного образования.И.А.Винер, Н.М.Горбулина, О.Д.Цыганкова.Просвещение, 2011.Программы внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная деятельность).П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов.Просвещение, 2011