Методические рекомендации Использование ТРИЗ-педагогики в организации исследовательской деятельности обучающихся


Организация исследовательской деятельности с использованием инструментов ТРИЗ-педагогики Цель работы: определение педагогических условий использования инструментов ТРИЗ-педагогики как средства организации исследовательской деятельности старших школьников в образовательном процессе Задачи исследования:Дать характеристику исследовательской деятельности старших школьников в образовательном процессеОпределить особенности использования инструментов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе старших школьниковОбосновать эффективность использования инструментария ТРИЗ в учебно-исследовательской деятельности обучающихсяЭкспериментально проверить эффективность выделенных условий организации исследовательской деятельности старших школьников Принципы ТРИЗ-педагогики: Принцип свободного выбора Принцип открытостиПринцип деятельности Принцип обратной связиПринцип идеальности (высокого КПД) ТРИЗ включает в себя: механизмы преобразования проблемы, позволяющие планомерно строить образ решения («сужение поля поиска без потери качества»)обширный информационный фонд (концентрированный опыт и знания необходимые для решения проблемы)механизмы снятия психологической инерции препятствующей нахождению оригинальных решений Методы и приемы ТРИЗ Системный анализПринцип маленьких человечков«Да – нетка»Принцип посредника«Хорощо-плохо»АРИЗПринцип «матрешка»Принцип универсальностиВепольный анализПринцип сделай наоборот и другие Задача: В одной химической лаборатории обнаружили странное явление: некая химическая реакция проходила только в том случае, если ее проводил один из сотрудников. Реакция шла в закрытой колбе. Дело осложнялось еще и тем, что если в лаборатории находился кто-нибудь еще, кроме него, реакция тоже не получалась. Требуется объяснить это явление Шаг 1. Записать условие задачи. Система для проведения химической реакции включает вещество в закрытой колбе, химика и других специалистов. Необходимо обеспечить, чтобы реакция проходила когда химик один, и не происходила в присутствии других людейШаг 2. Перечислить имеющиеся ресурсы. Ресурсы: химические вещества, способные в принципе оказывать каталитическое действие; поля: механическое, тепловое, электрическоеШаг 3. Поиск известных решений. С помощью чего можно активизировать или подавить химическую реакцию? Это можно сделать с помощью веществ-катализаторов (ингибиторов) и полей Шаг 4. Поиск необходимых эффектов. В нашем случае химические эффекты с использованием катализаторов (ингибиторов) не годятся, так как реакция проходила в закрытой колбе. Возможно это связано с воздействием полей: механических, акустических..Шаг 5. Поиск новых решений. Исходная вепольная модель: В1 – вещество; В2 – химик. Получается неполный веполь, который нужно достроить по стандарту , т. е. ввести недостающее поле П. Это поле должно быть получено из ресурсов и связано с конкретным человеком – химиком. После анализа выпадают все поля, кроме звукового Шаг 6. Формулировка гипотезГипотеза 1 – наличие посторонних людей создает звуки, нарушающие ход реакцииГипотеза 2 – отсутствие других людей позволяет химику создавать звуки, активирующие реакциюРешение: Первая гипотеза не подтверждается, поскольку только у «нашего» химика реакция протекает, а следовательно именно он издает звуки. Химик любил петь, обладал мощным басом, но стеснялся своих коллег, поэтому пел, только тогда, когда оставался один в лаборатории от задачи переходим к модели задачи используем инструмент ТРИЗ – вепольный анализ Задача Модель задачи Х Задача Модель задачи элемент Х – это некоторая ситуация развитие креативности Именно переход от ситуации к задаче должен помочь развивать креативность Ситуация Задача Модель задачи Диаграмма 1 Диаграмма 2 Диаграмма 3-4 Диаграмма 5-6 Диаграмма 7 К достоинствам ТРИЗ-педагогики можно отнести: повышение вероятности решения творческих задач учащимися благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемовгуманистический характер обучения, направленность на решение актуальных и полезных для окружающих проблемснятие психологического барьера боязни перед проблемами, восприятие их не как непреодолимых препятствий, а как очередной задачи, которую надо решить