Презентация на тему: Односоставные определенно-личные предложения


 Тема урока:«Определенно-личные предложения» Цели :Будут различать односоставные и двусоставные предложения;находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; 1)Разминка «Верные и неверные утверждения»1. По строению грамматической основы предложения делятся на распространенные и нераспространенные? 2. Односоставное предложение – это предложение с одним главным членом -подлежащим. 3. Двусоставное предложение – это предложение, где есть и подлежащее, и сказуемое. 2) цифровой диктант (1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные. Я помню чудное мгновенье. Яд каплет сквозь его кору. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Отчизне посвятим души прекрасные порывы! Приветствую тебя, пустынный уголок. Я гимны прежние пою. Сверьте свои ответы с ответами (самопроверка)1) -, -, + (3 балла) 2) (22121112) (8 баллов) Исследование текста. Прием «Ключевые слова». Запишите ключевые слова: грамматическая основа, сказуемое, форма глаголов, односоставные предложения, стилевая принадлежность. Прочитайте и сделайте вывод по плану. Работа в парах.Омлет с сыром. Разогрейте масло в сковороде, поджарьте лук до золотистого цвета. Добавьте картофель и горошек, готовьте 2-3 минуты, помешивая. Тем временем разогрейте духовку.Поместите полученную смесь в емкость для запекания и добавьте яйца. Готовьте 2-3 минуты в духовке. Добавьте ломтики сыра.Запекайте омлет при высокой температуре, пока сыр не запечется до золотистого цвета. Приправьте и подавайте с зеленым салатом. 1. Люблю грозу в начале мая…2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья.5. Напиши мне письмецо! Метод Джигсоу: Объединяются в группы и формулируют правило. Вывод. План. 1.Структурные особенности предложений2. Способы выражения сказуемого3. Стилевая принадлежность Вывод о строении определенно-личных предложений сверяют с правилом п.30:В определенно-личных предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий. 1бЭти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду (предложение 4), Что ты стоишь (предложение 2) и т.д. 1бДанный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. 1б Анализ текста (авторский стул): определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.С. Есенин Ответ: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный. Задание исследовать текст: Выписать из текста определенно-личные предложения;Определить стиль текста, объяснить, с какой целью используются в нем определенно-личные предложения;1. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее».Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, - сказал он дрожащим голосом… - Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит».«Веди ж меня к ней», - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал. Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.3б. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул… Хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба…. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню … Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…» (Чехов «Ванька»)- Назвать произведение, из которого взят этот отрывок.- Назвать имя главного героя.- Найти в тексте слова, которые употребляются в разговорной речи. (шпандырь – ремень, которым сапожники крепили заготовку к ноге)- Как они характеризуют главного героя?Есть ли в этом тексте односоставные предложения? Назовите их. Какие из них определенно-личные? 6. Подведение итогов урока. Работа в парах.- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?1б- Какие предложения называются определенно-личными?1б- В каких стилях речи могут использоваться определенно- личные предложения?1б7. Рефлексия: толстые вопросыДайте три объяснения: почему...?Что, если ...?В чем различие...? Дифференцированное домашнее задание:Написать письмо, поздравление, приглашение (выбрать одно) другу, родственнику, знакомому, используя определенно-личные предложения. Правило п. 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!