Презентация по литературе на тему Приметы истории, времени и московского быта в рассказе И. А. Бунина Чистый понедельник


Приметы истории, времени и московского быта в рассказе И. А. Бунина « Чистый понедельник» Учитель литературы Волжанина В. И. МАОУ СОШ № 14 г. Серов Свердловской области Москва. Красные ворота. Воздвигнуты в честь победы в Полтавской битве. Начало хх века Храм Христа Спасителя воздвигнут в память о наполеоновском нашествии в 1839 году Ресторан « Прага» открыт на месте старинного особняка в середине 19 века. Гостиница « Метрополь» построена в 1905 году Саввой Мамонтовым Ресторан «Эрмитаж» или «Эрмитаж Оливье» — ресторан в Москве под руководством Люсьена Оливье (французского шеф-повара, создателя знаменитого салата Оливье). В конце XIX века «Эрмитаж» был самым известным московским рестораном.В ресторане собиралась вся московская знать, организовывались шикарные банкеты. Ресторан славился своей изысканной кухней и богатством интерьеров. Новодевичий монастырь Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей. Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены. Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина. Новодевичий монастырь – настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко». Рогожское кладбище Надгробия старообрядческих архиереев Могилы старообрядцев на Рогожском кладбище Кладбище основано в 1771 году за Покровской заставой в районе Рогожской заставы на землях, принадлежавших ранее Андроновой слободе. В период свирепствовавшей в тот период времени в Москве эпидемии чумы все захоронения в городской черте были запрещены, в связи с чем за Камер-Коллежским валом были учреждены новые кладбища (в том числе сохранившиеся Рогожское, Введенское, Ваганьковское и Калитниковское) Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы. С разрешения императрицы Екатерины II вблизи кладбища старообрядцы возвели старообрядческий приют и богадельный дом, построили (но уже без отдельного разрешения) две часовни (деревянную и каменную), службу в которых до 1822 года совершали «беглые попы». Таким образом возник старообрядческий посёлок. В 1791 году с помощью некоторых уловок старообрядцам удалось воздвигнуть на кладбище просторный Покровский собор, который стал центром старообрядчества для всех российских приверженцев старой веры, признающих белокриницкую иерархию. В 1812 году священник Иван Матвеевич Ястребов скрыл все церковное имущество кладбища в специально вырытых ямах и остался охранять его в занятой французами Москве, а после ухода французов ещё до возвращения жителей все вернул на свои места. Рипи́да, рипи́ды (греч. ριπίδιον — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти. Дики́рий (греч. δικήριον — «двусвечник») и Трики́рий (греч. τρικήριον — «трёхсвечник») — принадлежности архиерейского богослужения в Православной церкви. Данные предметы появились в богослужебном употреблении в IV-V веках. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Иногда такое право предоставляется архимандритам некоторых монастырей.Дикирий — подсвечник для двух свечей, а трикирий — для трёх. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа, а три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Между свечами дикирия помещают изображение креста, как указание на крестную жертву Спасителя, а на трикирии такого не делают, так как, по учению церкви, крестный подвиг был совершён только Богом Сыном. Соборы Кремля В период 1475-1479 гг. под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен новый Успенский собор, который считался самым главным храмом Русского государства. Напротив собора, на другом конце площади, итальянец Алевиз Новый возвел собор Архангела Михаила – храм-усыпальницу. В западной части Кремля был выстроен дворец великого московского князя, в который входила Набережная палата, Средняя Золотая палата, Большая Грановитая палата.Несколько позже, в 1485-1489 гг. с юго-западной стороны холма был построен Благовещенский собор, а рядом с ним – церковь Ризоположения. Эти храмы были построены артелью псковских мастеров. Между Архангельским и Благовещенским соборами расположился Казенный двор – главная княжеская сокровищница.Завершилось формирование архитектурного ансамбля Соборной площади возведением колокольни Ивана Великого. Колокольня была построена несколько позже, в 1505-1508 годах.По традиции все новые храмы строились на месте своих древних предшественников, самых первых церквей, которые выросли здесь во времена Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Храмы носили те же названия, в них бережно были перенесены все реликвии и захоронения из старых храмов. В Успенский собор из Владимира была перевезена икона Владимирской богоматери – самая почитаемая в то время русская святыня. Библиотека имени А. С. Грибоедова — одна из старейших публичных бесплатных общедоступных читален города Москвы. Учреждена решением Московской городской Думы по ходатайству 12 гласных в 1910 году для увековечения памяти великого москвича Александра Сергеевича Грибоедова (1795—1829). Открыта для читателей 19 сентября 1910 года. В настоящее время расположена по адресу: Большая Переяславская улица, дом 15. Ма́рфо-Марии́нская оби́тель милосе́рдия Женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители великой княгине преподобномученице Елисавете Фёдоровне. Располагается в Москве на улице Большой Ордынке. Обитель основана в 1909 году. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский. По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, духовные чтения и другие мероприятия. Зача́тьевский монасты́рь в Москве — православный женский монастырь Русской православной церкви в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой. Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским — по престолу этой церкви. Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. После пожара 1547 года вновь основан в 1584 году на месте упразднённого в том же 1547 году Алексеевского монастыря; был закрыт в 1918 году (фактически в 1927); возобновлён в 1995 году в статусе ставропигиального. Чу́дов монасты́рь Разрушенный в 1929 и 1930 гг. кафедральный мужской монастырь в восточной части Кремля в Москве. Название происходит от посвящения соборного храма монастыря — во имя Чуда святого Архистратига Михаила в Хонех. По преданию, монастырь основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека, прозревшей молитвами Алексия[1]. Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 году на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. Московский Художественный театр — драматический театр, основанный в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года — Московский Художественный театр (МХТ)