Выступление на окружном семинаре по теме Формирование речевой культуры школьников как фактор успешной социализации


непростая служба, но если нести ее честно, бесстрашно,она может изменитьсудьбу и самого учи-теля и, конечно же,его питомцев.Для педагога важно не искоренять недостатки, а развивать достоинства. Формирование речевой культуры как фактор успешной социализации школьников  «Речевая культура человека –это зеркало духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…» В. М. Солженицын Компоненты речевой ситуации Модель речевой ситуации обиходно-разговорной сферы общения Цель общения Предмет речи Отношения коммуникантов Поделиться мыслями, чувствами,настроениями События личной жизни,события общественной политики, «пропущенные» через призму личного «Я» коммуниканта. Неофициальные, заинтересованные,Устная и письменная форма общения Приемы формирования речевой культуры - анализ художественного текста- сочинение- «разговор на бумаге»- «гирлянда ассоциаций»- редактирование- ситуативные упражнения- индивидуальные творческие задания- работа с лингвистическими словарями- работа с этикетными формулами- игровая деятельность- «мозговая атака» - «лист обратной связи» - ролевые игры Формирование речевой этики Употребление местоимений Вы, Вам Употребление местоимений ты, твой 1. по отношению к незнакомому, малознакомому адресату; 1. по отношению к хорошо знакомому человеку; 2. в официальной обстановке общения; 2. в официальной обстановке общения; 3. при подчеркнуто вежливом. сдержанном отношению к адресату. 3. по отношению к равному и младшему адресату. Выдержки из сочинений - “Русский язык способен передать глубокую тоску, печаль, сильную радость, раскрыть характер человека, показать степень начитанности, образованности”.- “Какое количество слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами у нас! Вы попробуйте ласково назвать зайца по – английски. У вас получится только одно слово. А в русском: зайчик, зайчонок, зайчишка, заюшка, заинька”.- “Русский язык молодёжи стал языком тусовки”.- “Реклама навязывает современному человеку речевые штампы и умышленно нарушает языковую норму: “улётный вкус”, “всё будет кока – кола”, ”культовый боевик”. Очень трудно уберечь собственную речь от рекламных слоганов”. Выдержки из сочинений - “На телевидении и на радио можно часто слышать неправильную речь не только простых людей, но и ведущих, журналистов, которые грешат грубыми ошибками”.- “Современный человек использует в своей речи много слов, которые не украшают речь, а наоборот, делают её грубой. К таким словам относится нецензурная лексика. Сейчас их можно услышать даже из уст ребёнка, который ходит в детский сад”.- “Чтобы грамотно разговаривать и писать, нужно много читать”.- “Для того чтобы сохранить речь красивой, нужно читать образцы русской литературы”.- “Я убеждена, что культуру речи можно сохранить только в том случае, если каждый человек будет следить за своей речью”.- “Я призываю всех не использовать нецензурные слова, слова – паразиты. И призываю прислушаться к словам И.С.Тургенева: ”Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!” Процесс воспитания речевой культуры ученика невозможен без достойной культуры учителя.