Презентация к уроку по специальности Сервис на транспорте на тему Поведение в конфликтной ситуации


Конфликт и пути его решенияКалинникова Юлия Александровнапреподаватель специальных дисциплин Понятие «конфликт»Что такое «конфликт»?спор, столкновение.Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт — это хорошо или плохо?Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ Основные формы взаимодействия людейОбщая цель и потребности в принадлежности к группе. Общая цель порождает у людей теплые чувства друг к другу и взаимное тяготение, а потребности — взаимную симпатию. Соревнование вызывает повышенную активность людей, что при определенных условиях ведет к росту производительности труда. Побуждает людей к терпению по отношению к другим людям и социальным группам, к примирению с иными взглядами и точками зрения. Это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах. Природа конфликтаСлова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение.  Конфликт - это противоборство, это борьба, но проявляемая в самых различных формах. Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Зона разногласийМотивыПредставленияДействияМотивыПредставленияДействияСторона АСторона Б Структура конфликта :- объект (предмет спора);- субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);- условия протекания конфликта;- масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);- стратегии и тактики поведения сторон;- исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание). Источники конфликтовИсточники конфликтовТрудовой процессПсихологические особенности взаимоотношенийЛичностное своеобразие Развитие конфликтаКонфликт Конфликтная ситуацияИнцидент Стадии конфликта : Основные причины конфликтов Причины конфликтовПротиворечия между людьмиВраждебностьСтолкновение интересовУпрямство, неумение уступать Оскорблённое достоинствоНетерпимость к чужому мнениюНетерпимость к другой конфессииУязвлённое самолюбиеОтсутствие условий для самореализации Внутренний конфликтНеумение общаться с людьмиЗавышенная самооценкаУпрямствоНевоспитанность Причины конфликтовСтолкновение интересовПротиворечия между людьмиВраждебностьУпрямство, неумение уступать Оскорблённое достоинствоНетерпимость к чужому мнениюНетерпимость к другой конфессии Уязвлённое самолюбиеОтсутствие условий для самореализации Внутренний конфликтНеумение общаться с людьмиЗавышенная самооценкаУпрямствоНевоспитанность Виды конфликтов по его последствиямДисфункциональный(разрушительный)Функциональныйпомогает найти большее число перспективных альтернатив, делает процесс принятия решений группой более эффективным, обеспечивает самореализацию отдельной личностине происходит достижения целей организации и не удовлетворяются потребности отдельной личности Последствия конфликтовПоследствия конфликтовФункциональные (позитивные)Дисфункциональные (негативные) Модель конфликта Типы конфликтов Способы протеканияПриспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересовКомпромисс – взаимные уступкиСотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторонИгнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая еёСоперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции Пути выхода из конфликтаКомпромисс – решение проблемы через взаимный уступки сторон.Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее. Технология разрешения конфликтов.Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом:1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.2. Доброжелательное, уважительное отношение.3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.8. Обращение к фактам.9. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).10. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.11. Предложение рассмотреть альтернативные решения.12. Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.13. Повышение значимости партнера.14. Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.15. В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»). Символы характера А – жесткий тип разрешения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Вы хотите выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым. Символы характера Б – демократичный стиль поведения. Вы всегда стремитесь договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые бы удовлетворили бы обе стороны. Символы характера В – компромиссный стиль. С самого начала Вы согласны на компромисс. Символы характераГ – мягкий стиль. Своего соперника Вы «уничтожите» добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей. Символы характера Д – уходящий стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить до открытого столкновения. Символы характераСимвол устойчивости характера. Сильное мнение. Аккуратен. Трудолюбив. Символы характераСимвол спокойствия. Комфорт. Покой. Легко входит в контакт. Символы характераСимвол власти. Сильное желание руководить. Затяжные конфликты. Очень упрям, любит похвалу. Всегда лидер. Символы характераСимвол растущего организма. Самый мягкий характер. Не уверенный, сам собой не доволен. Тревожный облик жизни. Очень мнительный. Символы характераЗигзаг – творческая личность, революционер. Нет твердых жизненных норм, яркая натура. Любит отрицательных героев. Нерешительный. Самый противоречивый символ. Подумайте:Вас оскорбили, нагрубили, нахамили. Вам хочется ответить тем же, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при решении конфликта? Домашнее задание:Составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями, знакомыми» Рекомендуемая литератураЧайка Р.П. Школьный психолог и конфликты в школе // Материалы научно-практической конференции ... Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: изучение и управление Кокконен Е.И. Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов в школеhttp://ru.wikipedia.org