Михаил Васильевич Ломоносов. Особенности композиции Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г . Образы Елизаветы и Петр


Михаил Васильевич Ломоносов( 1711-1765) Открытый урок по русской литературе в 8 «Б» классе Михаил Васильевич Ломоносов. Особенности композиции «Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении. Краткий план урока I. Мотивационное начало урока. Дерево знаний II.Историческая разминка . III.Литературный парад IV. «Понятийная разминка» V. Сообщения . VI. «Литературное лото». VII. Объяснение нового материала VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды …» IX. «Тонкие и толстые вопросы и ответы» . X.Определение художественных особенностей оды. XI. Выполнение творческих заданий XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно».  XIII. Домашнее задание. XIV.Самооценка активности на уроке. Приём «Зигзаг»: 1-2; 1-6; 4- 6 -12; 4-1-12. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная «Дерево знаний» II.Историческая разминка. XVIII век II.Историческая разминка. XVIII век Пётр I1682-1725гг.-время правления Петра I ,1700-1721- Северная война,1703г.- основание Петербурга,1707-1708гг.-крестьянская война под предводительством К.Булавина,1725г- смерть Петра I, основание Академии наук в России. Елизавета Петровна1741-1761гг.- время правления Елизаветы,1755г.- основание Московского университета,1756-1763гг- Семилетняя война,1756-1761гг.- основание публичного театра в России,1757г.-основание Академии художеств в России Екатерина II1762-1796гг.- правление Екатерины II,1768-1774гг.-Русско- турецкая война1773-1775гг.- крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва1787-1791гг. – война Турции с Россией. Павел I1796-1801гг.- время правления Павла I,1799-1815гг- Наполеоновские войны III. Литературный парад Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию. А.Н.Толстой Прокопович Кантемир ( 1681-1736) (1709-1744) Тредиаковский Ломоносов (1703-1769) (1711-1765) Сумароков Херасков (1717-1777) (1733-1807) Майков Фонвизин (1728-1778) (1744-1792) Державин Радищев (1743-1816) (1749-1802) Крылов Карамзин (1768-1844) (1766-1826) Повторение теории литературы. «Понятийная разминка» Как эти понятия связаны с литературой XVIII века?Древнерусская литератураЗападноевропейская литератураРусский фольклорАнтичная литература Обличение пороковГерой – русский, православный человекНовая русская сатира, драма, проза.Идеи государственности и просвещения Повторение теории литературы. «Понятийная разминка» Традиции классицизмаДревнерусская литератураЗападноевропейская литератураРусский фольклорАнтичная литература Новаторство классицизмаОбличение пороковГерой – русский, православный человекНовая русская сатира, драма, проза.Идеи государственности и просвещения Назовите это литературное направление.Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. »В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век). Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия ( во Франции- Людовик XIV( XVII век), в России- Пётр I (XVIII век). Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация. Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить? 1.Природа. 2.Античное искусство. 3. Простота композиции . 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.6.Подчинение жанрам.7. «Три штиля». 8. Положительные и отрицательные герои. 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство». Эстетические принципы классицизма 1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств». Объясните цепочкуВысокие:Средние:Низкие: Высокие - Средние – Низкие.Основные жанры классицизма Высокие: трагедия, ода, эпопея.Средние: научная поэзия, элегия, послание. Низкие: комедия, басня, сатира. «Система амплуа». Герои классицизма. Герои классицизма« «Система амплуа». Герои классицизма. Герои классицизма«Служанка ( помощница героини)Идеальная героиняОбманутый отецГерой- любовникВторой любовник(неудачник)Резонёр(высказывает мнение автора) ПравилоДействие развивается …Автор не должен переносить действие из………. линия, количество ……….. ограничено(5-10). 1 Правило трёх единствДействие развивается не более сутокАвтор не должен переносить действие из одного места в другое. Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10). 1Время 1 деньДействие 1 конфликтМесто 1дом Первая половина XVIII века – это начало развития русской классической культуры, литературы, поэзии. Начало особое: мощное, энергичное, давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли. Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова. 1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства». Труды Ломоносова Три группы словI (высокий) II (средний) III (низкий)Рука отверзаю(отворяю) пока, лишьСлава взываю (зову) говорюНыне десница (рука) ручей I – о делах важных, событиях значительныхII – научные сочинения, стихотворные послания к друзьямIII – комедии, песни, дружеские послания. Теория «трёх штилей»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Лексика Жанры Высокие Средние НизкиеВысокий: церковнославянизмы+Редко, не нарушая стиля-Средний: общеупотребительные слова+++Низкий : разговорные, простонародные слова-++ 2.Реформа стихосложения Реформа стихосложения - важнейшее событие в истории литературы XVIII века. В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением. “Ломоносов описал все слогом чистым и внятным” А. Н. Радищев. «Открой мне бывшие, о древность, времена» Восторг внезапный ум пленил, Ведёт на верх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл, В долине тишина глубокой. Внимая нечто, ключ молчит, Который завсегда журчит И с шумом вниз стремится. Лавровы вьются там венцы, Там слух спешит во все концы; Далече дым в полях курится. М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» Те-рек во-ет дик и зло-бен (хорей) М.В.Ломоносов Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб) 3.Ода как жанр героической гражданской лирики.Строгие нормы: “высокий стиль речи”, много церковнославянизмов, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддгОда – торжественное лирическое стихотво-рение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. VI. «Литературное лото». Каково творческое наследие Ломоносова?Считают, что поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры.Назовите основные темы од Ломоносова. Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора? Особенности композиции «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г». 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение: вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина» «Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г ». Особенности композиции «Оды…». 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета. Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.Тезис:Елизавета- просвещённая монархиня.Доказательство: сравнение её с идеалом в лице Пётр I.Вывод: «Сия тебе единой слава…». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г ». Особенности композиции «Оды…». 4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему: проблема- тезис- развитие доказательства – вывод. Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела. 5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице. Композиция оды в целом очень цельная и продуманная. VIII. Работа с текстом. Анализ оды План анализа текста по предложенным фрагментам Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.Тема в предложенном фрагментеЛирический сюжетПроблемыКомпозиция. Лирический герой. Основные образы. VIII. Работа с текстом. Анализ оды План работы групп:1.Анализ с первой строфы по 13-ю строфу. 2.Анализ с 14-ой строфы по23-ю.3. Анализ финальной строфы IX. Блиц- опрос «Тонкие и толстые вопросы и ответы» Тонкие вопросы- тонкие ответы1. Как построена ода? 2.Какой предстала Россия? 3.Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы? 4.Что воспевает автор? Тонкие и толстые вопросы- толстые ответы5. Какими средствами достигается объединение двух «законченных» частей в единое целое? 6. Как относится автор к Петру I и Елизавете? 7.Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?8.Как бы вы определили главную тему оды? X.Определение художественных особенностей оды усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”);эпитеты (в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство). XI. Выполнение творческих заданий 1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I. 2. «Словарик произведения» по ключевым словам.3. «Издание иллюстраций оды»( отгадывание строф). 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову», в котором были бы ответы на следующие вопросы: Чем для тебя оказался интересен 18-й век?Что тебя удивило, заставило задуматься?Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову? 5.Написание своей оды. Портрет Елизаветы Петровны. Мозаика.Набрана М.В.Ломоносовым. 1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ОбразыЛексическая цепочкаАссоциации1ЕлизаветыДуша её зефира тише,взвела с собою доброт своих прекрасный лик!Тишина СпопокойствиеКрасотаУм2Петра I«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века. Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес» ТруженикРеформаторПолководец3Елизаветытвоей великодушной воле»,«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит» ВеликодушиеМирЩедрость 2. «Словарик произведения» по ключевым словам. 1-3.Возлюбленная тишина- тихая душа- тишина и монархиня. 4-6.Прекрасный лик монархини- её щедроты- Елисавет.7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.10-13.глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.14-21.Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.24.Щедроты ангела мирных лет. Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде. Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде Отгадайте строфы по иллюстрациям к оде XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством? XIII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова. XIV.Самооценка активности на уроке: 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудным7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно