Презентация по литературе на тему Поговорка — цветочек, а пословица — ягодка (6 класс)


ПолубояроваЛюдмила Михайловна учитель русского языка и литературы Побежать – приставкаДословный – кореньУченица – суффиксРука - окончание Отгадайте шараду «Поговорка – цветочек , а пословица – ягодка» (пословицы и поговорки) Что за золото пословицы! А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке! А. С. Пушкин. Верно ли, что Пословица является народной мудростью Верно ли, что Пословица является народной мудростью Верно! Верно ли, что Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора Верно ли, что Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора Верно! Верно ли, что Пословица имеет лишь прямой смысл Верно ли, что Пословица имеет лишь прямой смысл Неверно! Пословица имеет прямой и переносный смысл! Верно ли, что Пословица велика по объему, состоит из двух – трех предложений Верно ли, что Пословица велика по объему, состоит из двух – трех предложений Неверно! Верно ли, что В пословице есть ритм и рифма Верно ли, что В пословице есть ритм и рифма Верно! Верно ли, что Пословицы и поговорки создавал только русский народ Верно ли, что Пословицы и поговорки создавал только русский народ Неверно! Пословицы есть у всех народов мира! Цели и задачи 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок. 3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции. Владимир Иванович Даль Высказывания о пословицах - «Что за золото пословицы! А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке!» (А. С. Пушкин) - Пословицы – «цвет народного ума… житейская народная правда» (В. Даль) - «Пословицы – золотые зёрна языка» (С. М. Лойтер) Что восхищало в пословицах авторов этих высказываний? Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. «Сытое брюхо к учению глухо» - это…, так как… .«Семь пятниц на неделе» - это…, так как… .А) поговоркаБ) пословицаВ) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей. ПословицаПоучительность, содержит выводРитм, рифма Поговорка Отношение к чему-либо, нет вывода Кластер «Отличие пословиц и поговорок» Краткость, меткость, мудрость Тематика пословиц и поговорок разнообразна Подберите заголовки к каждой группе пословиц: «Трудолюбие», «Дружба», «Трусость», «Обучение», «Лень», «Глупость», «Любовь к Родине». Пословицы читаются выразительно, с логическим выделением важных слов 1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. К большому терпению придет и умение. Делу – время, потехе – час. Маленькое дело лучше большого безделья. Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть. Работай до поту – поешь в охоту. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. «Трудолюбие» 2. Красна птица перьем, а человек ученьем. Без наук, как без рук. Корень ученья горек, да плод его сладок. Чему учился – тому и пригодился. Ученье – красота, а неученье – сухота. От умного научишься, от глупого разучишься. «Обучение» 3. Лежебоке и солнце не в пору всходит. Дело не медведь, в лес не уйдет. Говорил день до вечера, а слушать нечего. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник. У ленивой пряхи нет и для себя рубахи. Лень без соли щи хлебает. К пирогам идут, а от работы бегут. «Лень» 4. Молодец на овец, а на молодца – сам овца. Волков бояться, так и в лес не ходить. Пуганая ворона куста боится. На печи не храбрись, а в поле не трусь. Трус и хвоста своего боится. Лучше быть рядовым волком, чем вожаком зайцев. «Трусость» 5. Дураков не сеют, не жнут – сами родятся. На голове густо, а в голове пусто. В трех соснах заблудился. Лоб что лопата, а ума небогато. Дурное дело не хитрое. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет. «Глупость» Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения: - Не узнав горя, в печали секутся. - От радости кудри вьются, побольше услышишь.- Поменьше говори, в добре проживет век.- Добрый человек тому надо мало спать.- Кто хочет много знать, а человек уменьем. - Красна птица перьем, так не будет и скуки.- Не сиди сложа руки, не узнаешь и радости. Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. Ключ: - Не узнав горя, не узнаешь и радости.От радости кудри вьются, в печали секутся. - Поменьше говори, побольше услышишь.- Добрый человек в добре проживет век.- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.Красна птица перьем, а человек уменьем. - Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки. Видит, да, один, гнило, шкуру, неймет, неубитого, да, семь, не, раз, раз, близок, глаз, укусишь, око, да, дорого, локоток, дешево, делить, медведя, отмерь, мило, отрежь, да. Соберите из деталей конструктора пословицы и поговорки. Ключ: Видит око, да глаз неймет. Дорого, да мило, дешево, да гнило. Делить шкуру неубитого медведя. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Близок локоток, да не укусишь. Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки: Готовь лыжи летом. Мал городок, да дорог. Цыплят считают и зимой. Проводили по одежде. Посадка в чужие сани уже объявлена. Вспомните пословицы, по которым сделаны эти заголовки. Ключ: Готовь сани летом, а телегу зимой. Мал золотник, да дорог. Цыплят по осени считают. Встречают по одежке, а провожают по уму. В чужие сани не садись. Изобразите пословицу или поговорку рисунком. Не рой другому яму, сам в нее попадешь. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Придумайте свое продолжение к первой части пословицы. Не та дружба сильна…Нет друга – ищи,…Живи для людей-…Кто гостю рад,…Не всякому слуху верь,… Что такое пословица?В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки? Подведём итоги Синквейн 1.Предмет (одно существительное)2.Описание предмета (два прилагательных)3.Действие предмета (три глагола)4.Выражение отношения к предмету (предложение из четырех слов)5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное) Синквейн 1.Пословица (поговорка)2.Описание предмета (точная, мудрая, крылатая, краткая и т.д.)3.Действие предмета (учит, жалит, помогает, обобщает, поучает и т.д)4.Выражение отношения к предмету (предложение из четырех слов)5.Синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно существительное) Синквейн Пословица Мудрая, вернаяУчит, обобщает, помогаетПередается из уст в устаНародная мудрость Пословицы о пословицах - «От пословицы не уйдёшь»;- «Пословица не даром молвится»;- «Пословица ввек не сломится»;- «Глупая речь – не пословица»;- «Красна речь пословицей». Домашнее задание: Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова(см. распечатку задания). 2. Подберите пять пословиц на тему: «Счастье, семья, дети». Оцени свою работу: - Урок удался, я хорошо поработал - Не все получилось, могу работать лучше - Совсем не работал на уроке, недоволен собой Используемая литература * Где цветок, там и медок: Детский фольклор, загадки, пословицы Карелии / Составитель Лойтер С. М. – Петрозаводск, КГПИ, 1993.* Пословицы и поговорки. – Петрозаводск, 1969.