Методический семинар Духовно-нравственное воспитание


Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2016» Тема :«Духовно-нравственное развитие школьников как условие эффективной реализации ФГОС НОО» Волею судьбы, родилась я в станице Суворовской, основанной казаками в 1825 году, мои предки казаки Подсвировы были одними из тех, кто основал нашу станицу; на ком держалась честь и достоинство Хопёрского полка, а значит и слава России… Кто мы без памяти!?Ствол без корней.Первый же ветер повалит, погубит.Опытом предков мы станем сильней, Ибо без прошлого завтра не будет… В детстве, рассматривая семейные фотографии, я всё чаще обращала внимание на пожелтевшее фото, и тогда я решила стать учителем … В 1998 закончила с отличием ООШ №20 В 2002 г закончила с отличием Ессентукский педагогический колледжВ 2007 г закончила с отличием СГПИ10 лет проработала в своей родной школе учителем историиС 2013 г работаю в МБОУ СОШ №2учителем начальных классов Стаж педагогической деятельности – 13 лет. Условия возникновения и становления опыта Работая в школе , я столкнулась с рядом проблем: Духовное оскудение человека привело к созданию системы ценностей общества потребления основанного на эгоизме Невысокая социализация личности ребёнка. Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе  Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от истории страны, исторического опыта поколений. Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания ситуаций психологического комфорта. Это ведёт к сложности в личном развитии, установлениями межличностных контактов к повышенности тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой. Много проблем возникло перед школой в последние годы. Экономические преобразования и политические катаклизмы побудили школу к поиску новых путей развития образовательно-воспитательных систем, новых концепций образования и воспитания. Ситуация осложняется тем, что происходит утрата того, что Д.С. Лихачев называл "Нравственной оседлостью" - привязанности к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране. "У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей…" Постепенно утрачивается связь времен, духовная связь со своей малой Родиной, родным краем, его культурой. Теоретическая база опытаВ основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, Ш.А.Амонашвили и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края. На мой взгляд главная идея - духовного возрождения России, через духовно-нравственное воспитание обучающихся.В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории имеет право на изучение, сохранение и поддержку. Именно школьное краеведение является важнейшим фактором духовно-нравственного развития ребёнка. Знакомство с прошлым и настоящим малой родины формирует у обучающегося мировоззрение, в которое включены осознание своей принадлежности к её истории, как следствие, гордость за неё. Духовно-нравственное воспитание через краеведение- это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.Знакомство с историей родного села, города – важное средство духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание через краеведение Система работы состояла из следующих компонентов: 1.  Диагностика творческого потенциала обучающихся2.  Диагностика степени сформированности духовно-нравственных чувств школьника, с целью выявления общего отношения к изучению культуры родного края.3.  Изучение и обогащение краеведческого материала4.  Использование игровой методики, которая позволяет усваивать те модели и методы, когда ребёнок учится действовать самостоятельно, он адаптируется к условиям социальной жизни5.  Перспективное планирование развития положительной мотивации каждого ученика.Таким образом, рассматривая цель и задачи по приобщению школьника к культурному наследию, к культуре края, через духовно-нравственное воспитание достигается включением учащихся во внеклассные мероприятия ; участие в операциях «Забота», «Милосердие»; посещение краеведческих музеев. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся целостного восприятия мира. Из национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» Образованию в инновационном сценарии долгосрочного социально-экономического развития России принадлежит особая роль – двигателя системных изменений в экономике и обществе… Стратегия 2020 Новые задачи образования: Формирование политической культуры демократической России – подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.Изменение социальной структуры общества в пользу среднего классаУкрепление национальной безопасности и реализации конституционных прав граждан. «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории…»- Д.А.Медведев. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России… Велика роль учителя в организации этой работы.Кто он современный педагог? Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Проблемы РоссииСтратегия 2020 Широкое внедрение ИКТ-технологийво все сферы жизни Новые технологии Новая цель образования Общественный договор Новые образовательные запросы семьи,общества, и государства Новая цель российского образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России… Основные идеи введения комплексного курса ОРКСЭ Главное предназначение - воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан.К.Д. Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях …». Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. Цель краевой инновационной площадки: обеспечение позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления, воспитания детей гражданами современного демократического общества, способными реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей. Научные руководители: Пикалова О.Н., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой воспитательной работы и дополнительного образования, тренер преподаватель по курсу ОРК и СЭ; Моничев Димитрий, протеиерей, помощник председателя отдела религиозного образования катехизации Пятигорской и Черкесской епархии, преподаватель курса теологии ПЛУ «Духовно- нравственное воспитание обучающихся на исторических и культурных традициях малой родины в условиях школы » Компетенции, достижение метапредметных и личностных результатов на основе предметных результатов Обязательный минимум предметного содержания образования Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС, 2004 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) Предметное образование обучающихся Метапредметное образование обучающихся Интеграция ПРОБЛЕМА Первоочередной задачей  обучения и воспитания в общеобразовательной школе является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся становление гражданской идентичности школьников как основы гражданского общества. Социальная самоидентификация посредством личностно значимой деятельности Опыт и традиции отечественной педагогики Организация полноценной познавательной деятельности Мотивированная деятельность ученика, осуществленная им индивидуально или совместно с учителем и сверстниками, направленная на формирование ключевых компетенций Предметные результаты Личностные результаты Метапредметные результаты Не для школы, а для жизни мы учимся РЕШЕНИЕ: Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценностныеустановки образования Чему учить?обновлениесодержания становление ученического сообщества,формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитиеличности ребенка на основеучебной деятельности Начальная школа: преобразованиевнешней предметной деятельностиво внутреннюю С 1 сентября 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Главная задача современной школы- духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся.Миссия образования- воспитание успешных граждан России на основе приобщения новых поколений к духовным и нравственным ценностям российского народа. Готовы ли мы в полной мере решить главную задачу стандартов – достижение планируемых результатов, не только предметных, но и личностных, метапредметных??? Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.А.С. Макаренко Современные дети управляются с компьютерной техникой лучше взрослыхУже младший школьник вместо живого общения предпочитает общение с компьютерными героямиСледовательно, необходимо уделять этой проблеме внимание! Ведущая идея опыта: создание среды для развития коммуникативных УУД обучающихся на основе метода постерной презентации ЦЕЛЬ: использовании метода постерной презентации для развития коммуникативных УУД обучающихся ЗАДАЧИ: создать условия для освоения обучающимися знаний на основе организации учебного сотрудничества посредством визуализации исследовательских ситуаций; содействовать проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации « Духовно-нравственное воспитание обучающихся посредством применения инновационных технологий» «Духовно-нравственное развитие школьников как условие эффективной реализации ФГОС НОО» ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ 1 Придумайте название.2Определите,что является главным из предложенных вариантов.3.Главное изображение размести в центре постера.4.Дополняйте постер крылатыми выражениями,пословицами.5.Представьте свой постер. Приоритетные ценности: бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. Эти ценности не продаются, они бесценны, именно поэтому их нет в шоу-бизнесе и коммерческих СМИ. Результат диагностики предпочтений нравственных ценностей Школа, внешкольные учреждения, кадровый состав, взаимодействие с родителями формируют образовательную среду духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО ТЕСТУ Л. АНН «КАКОЙ Я В ОБЩЕНИИ?»: Распространение и перспективы методического опыта Духовно-нравственное развитие обучающихся как условие эффективной реализации ФГОС НОО Распространение опыта Публикации Обобщение опыта в СМИ Выступления на семинарах и конференциях Обучение по программам дополнительного профессионального образования Перспективы опыта Выступления Сазыкина И.С. « Внедрение инновационных технологий и реализация основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС» Участие в профессиональных конкурсах В рамках краевого Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» за организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения Сазыкина И. С. была награждена дипломом III степени в 2012 гВ рамках проведения конкурса на премию архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта «Лучший учитель Основ православной культуры» в 2015 г. Сазыкина И. С. была отмечена дипломом III степени. Список использованных источников 1. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 3. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика, 1996. - N 6. - С. 25—30. 4.Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей //Союз, 2000. 5.Технологии воспитания и обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск, 2011.