«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»


Воспитатель старшей группыМДОУ детского сада «Звёздочка» ДУДКИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА Город, в котором с тобой мы живём, Можно по праву сравнить с букварём. Вот она азбука над головой, Знаки развешаны вдоль мостовой, Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда. Я.Пишумов На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.Причины ДТП с участием детей:несоблюдение правил при выходе из-за стоящего общественного транспорта, езда на велосипеде по проезжей части, незнание детьми правил дорожного движения, отсутствие наблюдательности и внимательности, неумение быстро и адекватно реагировать в опасной ситуации. Именно на этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации. ТЕМА ОПЫТА: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВС ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫПроблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.Федеральный закон от10.12.1995г №196-ФЗ « О безопасности дорожного движения»; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.02.2006№100;Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»Приказ Министерства образования и науки от 20.07.2011г №2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких у частников дорожного движения– детей.Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода. НОВИЗНА ОПЫТА Главной задачей дошкольного образовательного учреждения является сохранение жизни и здоровья воспитанников. Именно поэтому ФГТ предусматривают выделение в ООП отдельной образовательной области « Безопасность». Решить задачи обучения дошкольников правилам дорожного движения в полном объёме возможно только путём интеграции образовательной области « Безопасность» с другими образовательными областями, обеспечивающей целостность образовательного процесса. Новизна опыта состоит в том, что я стремлюсь действовать в логике интегративного подхода и использовать современные образовательные технологии, тем самым реализовывая ФГТ в целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города . ЦЕЛЬ ОПЫТА:Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА Первым учителем, который может помочь обществу решить проблему дорожно-транспортного травматизма должен стать родитель.Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Исходя из этого, можно сделать вывод, что  только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, только совместными усилиями воспитателей и родителей возможно научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Моя задача- создать условия для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города как у дошкольников так и их родителей, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения . ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Этапы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД Принципы построения образовательного процесса Планирование по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИТранспорт.Улица.Движение транспорта и пешеходов.Регулируемый пешеходный переход. Светофор.Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.Правила поведения в транспорте.Велосипед, самокат.   АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ НОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛАПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ БЕСЕДЫЧТЕНИЕ ДОСУГИРАЗВЛЕЧЕНИЯСАМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ « Уголок безопасности»Макет улицы; красочные атрибуты для сюжетно – ролевых игр; наглядный материал: - транспорт различного функционального назначения; -настольно – печатные игры; -дидактические игры по ПДД; -плакаты и иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; -презентации по ПДД для дошкольников; -наглядный материал для работы с родителями: папки – передвижки, - консультации. Модель образовательного процессапо обучению дошкольников правилам дорожного движения Интегративный подход в ознакомлении детей с ПДДХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕССТВОТРУДСОЦИАЛИЗАЦИЯФИЗКУЛЬТУРАЗДОРОВЬЕЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫМУЗЫКА «БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД можно условно классифицировать на:игры, формирующие представления о знаках дорожного движения; «Что нам скажет дорожный знак?»игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика; «Наш друг светофор»игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах их поведения. «Как проехать?» «БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ЗДОРОВЬЕ»При обучении детей правилам дорожного движения использую пальчиковые игры, физкультминутки, гимнастику для глаз, логически связанные с темой НОД и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. «БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ПОЗНАНИЕ» Ознакомление дошкольников с окружающим миром Разнообразные познавательные беседы, наблюдения на прогулкеФЭМП Дидактические игры на обучение ориентировке в пространстве ,знание сигналов светофора. Алгоритмические игры, целью которых является не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, логического мышления. Конструирование Планирование процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома)из различного строительного материала и конструкторов; изготовление различных видов транспорта из бумагиконструктивной игры мультимед през «БЕЗОПАСНОСТЬ» И «КОММУНИКАЦИЯ»Беседы с использованием имеющихся в детском саду картин по правилам дорожного движения и иллюстрированным пособиям.Работа с мнемотаблицами для составления связного рассказа- описания. Использование опорных рисунков (картинок, схем)  увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.Ситуативные беседы :«В автобус вошёл пожилой человек», « Я перехожу проезжую часть».Дидактические игры «Дорожное – не дорожное слово», «Угадай по описанию»мнемотаблицы «БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»• Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»; • Жидков Б. «Что я видел, светофор»; • Северный А. «3 чудесных цвета»; • Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»;• Турутин С. «Для чего нужен светофор»; • Михалков С. «Моя улица», Велосипедист»;• Маршак С. «Милиционер», «Мяч»Сборники загадок о транспорте и поведении на дороге «БЕЗОПАСНОСТЬ» И «МУЗЫКА»Песни, музыкальные игры являются неотъемлемой частью театрализованных представлений, праздников, развлечений по ПДД. «БЕЗОПАСНОСТЬ « И СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. Возможность обучать детей посредством познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Система дидактических игр включает игры, формирующие у детей представления: о труде взрослых ( регулировщиков, дорожных рабочих и т.д.); о транспортных средствах и других механизмах, помогающих людям в их жизни и труде ;о знаковой системе, разработанной людьми для безопасности дорожного движения В сюжетно-ролевых играх дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий, в ходе игровой деятельности закрепляют знания о дорожных знаках, "дорожных ловушках", правилах безопасного поведения.Освоение основ ПДД происходит легче, если в процесс познания включаются театрализованные игры . Очень эффективны нетрадиционные формы работы с детьми: КВН, викторины, загадки, ребусы, кроссворды. Значимую помощь в пропаганде безопасности дорожного движение оказывает инспектор ГИБДД Чуйков А.В. «БЕЗОПАСНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Полученные в НОД знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.«БЕЗОПАСНОСТЬ» И «ТРУД» Изготавливаем атрибуты для сюжетно- ролевых, дидактических и театрализованных игрФото труд РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям.Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице.Формы работы с родителями :анкетирование;памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;консультационный материал ;папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;родительские собрания, с привлечение инспекторов ГИБДД;совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;выставка совместных детско- родительских рисунков, поделок по ПДД. Благодаря совместной деятельности родители начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТАКритерии оценки знаний и умений детей по ПДДI. Уровень сформированности представлений:– о транспортных средствах;– об улице (виды перекрестков);– о правилах перехода проезжей части.II. Знание дорожных знаков:– предупреждающих;– запрещающих;– информационно-указательных;– знаков сервиса.III.Уровень культуры поведения детей– на улице;– в транспорте.IV. Знание правил поведения на железной дорогеКроме того, очень эффективны для проверки знаний детей по правилам дорожного движения перфокарты. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Выводы об этом мне позволяют сделатьданные диагностического обследования детей.Факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того «чтобы жили и дружили люди и автомобили»  ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА Ребенок – это тот «живой материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому моя работа по пропаганде правил безопасного поведения на дорогах – это работа на перспективу. НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ НА АЗБУКУ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ !Чем раньше мы обратим внимание ребенка на дорожные правила, сигналысветофора, дисциплину и осторожность при переходе проезжей части, научим правильному и культурному поведению в общественном транспорте, тем те меньше будут неприятных происшествий на проезжей части улиц. Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливымии шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!