Доклад-обобщение опыта по теме Проблемное обучение, как средство развития познавательной деятельности учащихся


Учитель Iкатегории МОУ ЦО «Альянс»Ермошенко К.А. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Для формирования и развития познавательных интересов обучающихся используют педагогические технологии. Технология проблемного обучения позволяет решить данные вопросы. Проблемное обучение В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения. В.Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирования проблем , оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний» И.Я. Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным процессомТ.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач. М.И.Махмутов – проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельность поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целепологания и принципа проблемности. Основные функции проблемного обучения ОбщиеУсвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельностиРазвития интеллекта учащихся (их познавательная самостоятельности и творческих способностей)Формирование диалектика материалистического мышления школьниковФормирование всесторонне и гармонично развитой личности СпециальныеВоспитания навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельностиВоспитание навыков творческого применения знаний(применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемыФормирование и накопление опыта творческой деятельности (овладения методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительностиФормирование мотивов учения, социальных , нравственных и познавательных потребностей Этапы проблемного обучения В педагогической теории считается, что продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемной ситуации и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:возникновение (постановка) проблемной ситуации;осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;доказательство гипотезы;проверка правильности решения проблемной задачи. 1.интелектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем;2.проблемное обучение- наиболее эффективное средство формирование мировоззрения;3. закономерная взаимосвязь между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью;4.систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся; 5.дидактический принцип индивидуального подхода;6.динамичность проблемного обучения ( подвижная взаимосвязь его элементов);7.Высокая эмоциональная активность обучаемых.Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием»; учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность8.Обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний. Виды и уровни проблемного обучения Научное творчество Практическое творчество Художественное творчество Теоретическое исследование( поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства) Поиск практического решения( способа применения известного знания и новой ситуации, конструирование. изобретение;) Художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы Уровни проблемного обучения(М. И. Махмутов)Уровень обычной активности – восприятие учащимися объяснения педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работУровень полусамостоятельной активности – применение усвоенных знаний в новой ситуации и участие учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы Уровень самостоятельной активности – выполнение самостоятельных работ репродуктивно поискового типаприменение усвоенных знаний в новой ситуации, конструирование решений задач среднего уровня сложности, доказательство гипотезы с незначительной помощи педагога Уровень творческой активности – выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения самостоятельного решения Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения Проблемная ситуация –это ситуация, когда учащийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащая в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения. В литературе известно свыше 20 классификаций проблемной ситуации (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, Р.А. Хабиб, Д.В. Вилькеев, М.И. Кругляк, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов). Классификация М.И. Махмутова (он указывает следующие способы создания проблемной ситуации и определяет их типы): при столкновении обучаемых с жизненными явлениями. Фактами, требующими теоретического объяснения;при организации практической работы обучаемых;при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлений;при формулировании гипотез;при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;при исследовательских заданиях. Роль педагога в проблемном обучении Специфика целей и методов проблемного обучения существенно изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу. Можно выделить следующие основные задачи, которые ставит перед преподавателем проблемное обучение:Информативное обеспечение;Направление исследования;Изменение содержания и (или) структуры учебного материала;Поощрение познавательной активности учащихся. А теперь я предлагаю вам найти проблемное решение, которое я ставлю для обучающихся 5-х классов - использование бросового материала для получения объекта труда. 75 15 35