Презентация по формированию элементарных математических понятий на тему Особенности развития количественных представлений дошкольников


Особенности развития количественных представлений дошкольниковВыполнила студентка Группы Д-42Лохова Полина
Этапы формирования количественных представленийДочисловая деятельностьСчетная деятельностьВычислительная деятельность Дочисловая деятельностьВидеть и называть существенные признаки предметов;Видеть множество целиком и выделять его элементы;Называть множество и перечислять его элементы;Составлять множество из отдельных элементов и из подмножеств;Делить множество на классы;Сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному»;Создавать равночисленные множества;Объединять и разъединять множества. Счетная деятельностьВладение счетом:Знание слов-числительных и называние их по порядку;Умение соотносить числительные элементам множества «один к одному»;Выделение итогового числа.Владение понятием числа:Понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков;Понимание количественного и порядкового значения числа.Представление о натуральном ряде чисел и его свойствахЗнание последовательности чисел;Знание образования соседних чисел друг из друга;Знание связей между соседними числами. Вычислительная деятельностьЗнание связей между соседними числами, образования соседних чисел, состава чисел из единиц, состава чисел из двух меньших чисел, цифр и знаков +, -, =,<, >;Умение составлять и решать арифметические задачи.Владениеустной и письменной нумерацией,арифметическими действиями сложения и вычитания,счетом группами. Значение развития количественных представлений у дошкольниковумение сравнивать и классифицировать;обогащение и развитие речи;умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;развитие мелкой моторики;развитие различных анализаторовразвитие всех видов мышления;умение анализировать и синтезировать;умение абстрагироваться;использование детьми счета, сравнения чисел, арифметических действий в игровой, бытовой и учебной деятельности;готовность ребенка к успешному изучению математики в школе Физиологические и психологические механизмы восприятия количестваПредставление о значении единицы;Отнесение единицы к группе предметов;Использование условных мерок при счетеШестой год жизни Последовательность развития представлений у дошкольниковВосприятие множественности («много», «мало», «один»)Практическое установление взаимно однозначных соответствий («столько же», «больше», «меньше»)Осмысленный счет и измерение Дочисловая деятельностьОсобенности развития количественных представлений у детейМетодические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУДетей увлекают множества из одинаковых элементовНе видят границы множестваЗатрудняются в выделении отдельных элементов множестваЗамечают уменьшение множества, когда остаются дваТрудно определяют «один» и «много» в свободной обстановкеДетей увлекает сравнение множеств по количествуЛегче сравнивают множества из одинаковых элементовРаскладывают предметы обоими руками, от середины к краям, от края к середине, справа налевоНаблюдается тенденция к уравнению множеств по количествуПри сравнении двух множеств по количеству предпочитают способ наложенияПри сравнении множеств путем приложения дети заполняют интервалы между предметами, обкладывают со всех сторон, подкладывают один предмет под другой и пр.Сначала учим составлять множества из одинаковых элементов, затем из разных, потом из подмножествСначала ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость (подставками, карточками, круговыми жестами и др.), рассматриваем множества, расположенные в виде фигур (по кругу и др.), затем в свободной обстановкеРассматриваем элементы множества, расположенные линейно. При составлении множества учим проговаривать: «один кубик, один кубик…»Сравниваем множества резко контрастные по количеству («много – мало»)Учим понимать «один» и «много» сначала в подготовленной обстановке (в коробочках, на стульчиках и т.п.), затем в свободной обстановкеУчим правильно устанавливать взаимно однозначные соответствия («один к одному»)Начинаем обучение сравнению множеств из одинаковых элементов (различающихся, например, цветом), затем из разных, но связанных логически («зайцы – морковки» и т.п.)Учим раскладывать предметы ведущей рукой слева направо, беря по одному предметуСначала рассматриваем равночисленные множества, затем неравночисленные, потом учим уравнивать по количествуНачинаем обучение сравнению множеств по количеству со способа наложения, затем учим приложениюСначала показываем образец действий на вертикальной плоскости. Разъясняем смысл слов «наложить», «приложить», «подложить». Учим выкладывать и проговаривать: «один цветок – одна бабочка… Раздаточные карточки сначала можно разделить на квадраты, затем на полосы, потом переходим к работе на столе Счетная деятельностьОсобенности развития количественных представлений у детейМетодические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУЛегче считают предметы в линейном расположенииНе соотносят слова-числительные с элементами множества, считают свои движения, а не предметы и пр.Не понимают значение итогового числа («безытоговый счет»)Наблюдается взаимозаменяемость двух чисел (например: 3 и 4, 7 и 8)Восприятие величины мешает восприятию количества (феномен Пиаже)Тяжело воспринимается независимость количества от расстояния между предметами и их пространственного расположенияТрудно дается счет на слух, на ощупь, счет движенийПутают количественные и порядковые числительныеНе используют счет для сравнения множеств по количеству, предпочитая способы наложения и приложенияНачинаем обучение со счета одинаковых предметов, расположенных в ряд горизонтально, затем вертикально, наискосок, потом по кругу, хаотично (как усложнение)Учим называть число с одновременным прикасанием к предмету, показывая образец выполненияВводим обобщающий жест и объясняем, что последнее число обозначает, сколько всего предметовПрименяем наглядн6ость на нескольких примерах и упражняемся в сравненииУпражняем в сравнении множеств предметов разной величины по количеству и обсуждаем этоУпражняем в сравнении по количеству множеств предметов, расположенных на разном расстоянии, в разной конфигурации и обсуждаем этоВводим упражнения в счете на слух, на ощупь, в счете движений только после усвоения счета предметовМотивируем применение тех или иных числительных, учим различать вопросы «сколько?», «который?»Учим связям между числами, затем сравнению множеств на основе счета. Взаимно обратные отношения рассматриваем одновременно (больше – меньше) Вычислительная деятельностьОсобенности развития количественных представлений у детейМетодические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУДети могут не понимать связи между числамиПри выполнении вычислений предпочитают способ присчитывания по единице и отсчитывания по единицеВоспринимают арифметические задачи как рассказ или загадкуЗатрудняются в письме цифрНе различают понятия «количество», «число», «цифра»Затрудняются в использовании знаков +,-,=,<,>Соотносят единицу только с отдельным элементомУчим сначала образованию соседних чисел друг из друга, затем их отношениям на наглядной основе («больше на 1», «меньше на 1»)После освоения состава числа из единиц изучаем состав чисел из двух меньших. Добиваемся запоминания «таблицы сложения» при многократных упражнениях с наглядным материалом и потребности его использования при решении задачПроводим специальное обучение составлению и решению арифметических задач, начиная с ее структуры (условие, вопрос)Сначала используем цифровые карточки, запись цифр вводим только при достаточно развитой моторике (в подготовительной группе)Сначала идет работа с количественной характеристикой множества, затем с числами, но на наглядной основе. Понятие «цифра» (знак для записи числа) доступно старшим дошкольникам, в более младшем возрасте возможно только запоминание образаЛучше вводить знаки на карточках в процессе решения арифметических задач на наглядной основеНеобходимо научить детей считать группами (для усвоения в будущем десятичной системы счисления) Спасибо за внимание