Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» группы общеразвивающей направленностидля детей дошкольного возрастаРеализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников«Путешествие в мир математики».Воспитатель Поспелова Ольга Сергеевна. 4′ 6 4 5 1 2 3 3′ «Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» Жан-Жак Руссо Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности. Технология деятельностного метода(технология «Ситуация»)Образовательная ситуация «открытия» нового знания (ОНЗ) 1) Введение в ситуацию.2) Актуализация знаний и умений.3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения′.4) «Открытие» нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения′. 5) Включение нового знания в систему знаний.6) Осмысление. 4′ 6 4 5 1 2 3 3′ Задачи: 1. Учить ориентироваться в пространстве с использованием карты.2. Упражнять в различении и назывании круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы предметов.3. Учить детей устанавливать соотношение между тремя предметами по ширине, раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания или убывания величины.3. Закрепить умение называть много и один предмет, используя в речи понятия – один, много, ни одного.4. Развивать умение ориентироваться в пространства, логическое мышление, внимание, память, выполнять задания самостоятельно.5. Воспитывать умение аккуратно работать с раздаточным материалом, действовать в команде. Введение в ситуацию Создала условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»). Нашли в группе сверток бумаги - план.Обсудили для чего нужна карта, как по ней надо передвигаться. Актуализация знаний и умений Организовала познавательную деятельность, в которой целенаправленно актуализировала мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания. Ребята, а на чем мы можем отправиться на поиски клада? Дети: на машине, на поезде, пешком, самолете.Воспитатель: отгадайте фрагмент транспорта, на котором мы отправимся. (самолет)Воспитатель: Билеты мы будем покупать, назвав предмет в группе, похожие на геометрическую фигуру. Затруднение в ситуации Создала ситуацию затруднения в индивидуальной деятельности. Зафиксировала затруднения и выявила его причины. По карте дети определили куда отправляемся дальше. Игра «Что изменилось?».На витрину магазина выставляются фрукты и овощи. Дети отгадывают что изменилось, отвечая полным ответом, используя математические понятия (на верхней полке была зеленая груша, а теперь красная). С помощью игры «Летчики» закрепили понятия один, много, ни одного, сформировали у детей умение действовать по сигналу, закрепили знание цвета. При посадке ребятам было необходимо сориентироваться по цвету и пойти на посадку согласно команде (на посадку только желтые самолеты). Физкультминутка «Летчики». «Открытие» нового знания Вовлекла детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Зафиксировала новые знания в речи. Создала ситуацию успеха. Определив по карте, что мы отправляемся в уголок театра. Ребята вспомнили сказку «Три медведя». И увидели, что медведи не могут определить какой размер кровати подходит им по ширине. Познакомились с понятиями «ШИРОКИЙ-УЗКИЙ-САМЫЙ УЗКИЙ» Включение нового знания в систему знаний Выполнили задания на новый способ действия с проговариванием вслух. Самостоятельно проверила по эталону (образцу). Индивидуальные затруднения в играх. Выполнил задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Ситуация успеха в совместной деятельности. Ребята учились раскладывать полоски по размеру – от широкого до самого узкого. Выполнив задание верно, ребята обратились с карте, по которой определили место клада. Обнаружив клад, дети обрадовались. Осмысление Зафиксировала достижения «детской» цели. Ребята проговорили условия, которые позволили добиться поставленной цели. Получив клад, ребята рассказали что им было трудно выполнить, с какими заданиями они справились легко.